29 марта 2024 г. в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург) состоялась конференция «Моряк и художник на службе Отечества», посвященная 200-летию со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской академии художеств, художника Главного морского штаба А.П. Боголюбова (1824-1896). В работе конференции приняли участие сотрудники архивов и музеев, высших учебных заведений, культурных учреждений Санкт-Петербурга (Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Российский государственный исторический архив, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Военно-морской институт ВМФ) и Саратова (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Государственный архив Саратовской области, Саратовский государственный университет, областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина).
Присутствие на конференции большого количества представителей из Саратова объясняется особым значением для нашего города имени А.П. Боголюбова – основателя Радищевского художественного музея и рисовального училища. В докладах сотрудников Государственного архива Саратовской области С.А. Кочукова и М.Н. Шашкиной было показано значение архивных документов в контексте изучения общественной борьбы за реализацию культурной инициативы А.П. Боголюбова в Саратове. Сотрудники Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева О.Н. Червякова и Е.А. Шкута посвятили свои выступления истории рода Боголюбовых и вопросам атрибуции полотен А.П. Боголюбова из собрания Радищевского музея.
В работе конференции приняла участие доцент кафедры истории России и археологии Саратовского государственного университета О.В. Кочукова, выступившая с докладом об отношении А.П. Боголюбова к событиям Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В докладе было показано, что взгляд на события войны А.П. Боголюбова имел вполне определенное своеобразие; его особенности и истоки определялись гражданской позицией моряка-художника, военно-профессиональными установками и ценностями, наличием опыта морской батальной живописи, влиянием ближайшего круга общения в среде государственных, культурных и общественных деятелей. А.П. Боголюбов не разделял славянофильских увлечений идеями панславизма, достаточно осторожно оценивал итоги войны, но, по его собственным словам, «как всякий русский желал освобождения славян», принимал участие в организации благотворительных акций в пользу армии во время войны.Избранный художником способ репрезентации войны был основан на предпочтении исторической документальности и точности.