5–6 октября 2023 г. в Институте всеобщей истории РАН (Москва) состоялась Международная научная конференция «Россия между Западом и Востоком: Диалог и противостояние цивилизаций». Мероприятие было организовано Центром истории межкультурных коммуникаций стран Запада и Востока ИВИ РАН и Ассоциацией британских исследований.
Конференция объединила почти 100 докладчиков из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Коломна, Смоленск, Брянск, Рязань, Владимир, Курск, Орел, Тула, Воронеж, Ярославль, Нижний Новгород, Арзамас, Сыктывкар, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Тюмень), а также из Беларуси и Армении.
Саратовский университет на этом форуме представляли Лариса Николаевна Чернова, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, и Сергей Евгеньевич Киясов, доктор исторических наук, профессор этой же кафедры. Они презентовали свои доклады на заседании секции «Диалог и противостояние культур в Средние века и Раннее Новое время». Л.Н. Чернова была также одним из модераторов этой секции.
Выступление Л.Н. Черновой было посвящено рассмотрению моделей поведения английских горожан в условиях внутрицивилизационных конфликтов XIV–XV вв., которыми стали Столетняя война и начинавшееся религиозное брожение, вылившееся в XVI столетии в Реформацию и появление протестантизма. На материале Лондона докладчик показала, что горожане рассматривали начавшуюся Столетнюю войну как «войну короля» и, откликаясь на призывы монарха, простые ремесленники и состоятельные купцы вынуждены были тратить средства и силы для организации защиты своего города от возможного вторжения неприятеля, снаряжать суда для королевского флота и поставлять в королевскую армию вооруженные отряды, снабжая их оружием, экипировкой и обеспечивая содержание, субсидировать корону, остро нуждавшуюся в покрытии военных расходов. Некоторые столичные купцы привлекались короной к выполнению дипломатической миссии во Франции. Такое поведение укладывалось в традиционную модель взаимоотношений Лондона (королевского города) и короля. Лариса Николаевна подчеркнула, что при всех сложностях военного времени сохранялись деловые контакты Лондона не только с городами Англии, но и континентальной Европы (включая Фландрию и Францию). Однако события и общая атмосфера Столетней войны накладывали отпечаток: процветали грабежи и убийства, как на суше, так и на море, объектами которых зачастую становились английские (лондонские) купцы с их товарами и торговыми судами. Англо-французский конфликт, как любая война, создавал дополнительные возможности для обогащения, но и увеличивал риски, которые должны были учитывать практичные горожане.
Остановилась докладчик и на такой важнейшей духовной основе средневековых английских горожан, как христианская религиозность, проявлявшаяся, среди прочего, в делах благочестия и благотворительности. При этом она отметила, что христианские догматы и церковные практики, установленные Римско-католической церковью, с конца XIV в. подвергались переосмыслению Дж. Уклифом и лоллардами, идеи которых находили отклик в среде горожан Лондона. С другой стороны, в городском социуме сохраняли свою актуальность и традиционные церковно-религиозные установления.
Профессор С. Е. Киясов представил доклад на тему «Английские» масонские ложи в Европе и России: специфика распространения и влияния (1717–1789 гг.)». В своем выступлении Сергей Евгеньевич отметил, что появление в послереволюционной Англии регулярного (философского) масонства было обусловлено желанием интеллектуалов-просветителей и представителей правящей элиты сплотиться в интересах строительства «разумного» государства. По словам докладчика, масонское движение было изначально поддержано властями и получило возможность свободного распространения в границах всего королевства. Как подчеркнул автор, покровительство «сверху», а также прямое участие в собраниях «вольных каменщиков» представителей Ганноверской династии и высшей аристократии положили начало этому модному увлечению при дворах большинства монархов Европы. В последующих разделах доклада, который вызвал большой интерес аудитории, были охарактеризованы особенности формирования начальных («английских») и более поздних («национальных») масонских структур. На территории Российской империи, по оценкам докладчика, «масонская мода» утвердилась лишь во второй половине XVIII столетия. Отечественные ложи, вначале также получавшие патенты из Лондона, были наполнены придворной аристократией. Помимо английских, влиянием в Петербурге и Москве пользовались французские, шведские и прусские ритуалы «вольных каменщиков». В итоговом разделе доклада прозвучал вывод о том, что главным направлением деятельности масонских собраний Европы, в отличие от аморфных и маловлиятельных российских, стало обсуждение приоритетных национальных задач, формирование имперской ментальности и базовых принципов общественной солидарности.
Доклады историков СГУ вызвали живой отклик у слушателей, которые задали выступающим целый ряд интересных вопросов и поделились своими соображениями.
Всего на конференции работали 6 секций, на которых были представлены доклады по широкой проблематике, отражающей главную и чрезвычайно актуальную сегодня тему мероприятия: диалог и противостояние культур в Средние века и Раннее Новое время; международные отношения и дипломатия России, стран Запада и Востока в Новое и Новейшее время; противостояния и конфликты Запада и России в XIX–XXI вв.; СССР – Россия и страны Азии, Латинской Америки и Африки в XIX–XXI вв.: диалог и/или противостояние; Россия, Запад и Восток в восприятии друг друга в исторической ретроспективе.
Для работы конференции была характерна атмосфера научного диалога, уважительного отношения к мнениям коллег, внимательного и заинтересованного отношения к результатам исследований историков разных поколений из различных российских городов, Беларуси и Армении.
Участники форума высказали единодушное мнение о высоком уровне данного мероприятия и выразили надежду на то, что в следующем году вновь удастся собраться в стенах ИВИ РАН для обсуждения актуальных проблем исторической науки.