Работа исторического факультета СГУ в дни Отечественной войны с германским фашизмом
В период войны научно-исследовательская работа на историко-филологическом факультете Саратовского государственного университета проходит с большим подъемом.
Проф. Н. Л. Рубинштейн разрабатывал исследовательский очерк по истории возникновения народного ополчения в России в начале XVII века; Л. А. Дербов, работая над своей кандидатской диссертацией «Борьба русского государства за утверждение в Прибалтике в середине и второй половине XVI века», в текущем году разработал тему «Разгром Ливонского ордена в XVI веке». Подготовлены и прочитаны научные доклады: доц. Г. М. Деренковским «Брусиловский прорыв»; А. М. Дубинским «К истории возникновения войны на Тихом океане»; С. М. Пумпянским «Фашистская фальсификация истории средних веков».
В связи с XXIV годовщиной Красной Армии и 700-летием Ледового побоища в феврале и апреле 1942 г. были проведены юбилейные научные конференции. На первой конференции были заслушаны доклады: «Красная Армия родилась в борьбе с немецкими захватчиками в 1918 году»; «Идеал храбрости в русской художественной литературе XIX века»; «Отображение Великой отечественной войны в народном творчестве»; «Из истории народного ополчения в России».
На юбилейной конференции, посвященной 700-летию Ледового побоища, проводившейся совместно с Ленинградским университетом, с научными докладами выступили: проф. М. А. Гуковский «Германский натиск на Восток («Drang nach Osten») в средние века»; проф. Н. Л. Рубинштейн «Александр Невский и разгром немецких захватчиков в 1242 году».
Главной базой научной работы на факультете являются кафедры, на заседаниях которых ежемесячно заслушиваются научные доклады. На заседаниях кафедры истории СССР были заслушаны доклады: проф. Н. Л. Рубинштейна «Спорные вопросы построения курса истории СССР»; доц. Г. М. Деренковского «Из истории возникновения Красной Армии»; ст. препод. В. Н. Кондратьевой «Польское восстаний 1883 г. и крестьянское движение в Белоруссии», в связи с представленной ею к защита кандидатской диссертацией. На заседании кафедры новой истории доц. А. М. Дубинский сделал доклад на тему «К истории войны на Тихом океане».
С приездом Ленинградского университета два раза в месяц, по субботам, проводятся совместные научные заседания, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады.
На научных субботниках с докладами выступали: профессора: А. И. Молок (ЛГУ) «Июльская революция 1830 года как переломный момент в истории. Франции и Европы»; Н. Л. Рубинштейн (СГУ) «Исторические воззрения С. М. Соловьева в свете неопубликованных материалов»; О. Л. Вайнштейн (ЛГУ) «Основы и истоки идеологии германского фашизма»; М. А. Гуковский (ЛГУ) «Революционное крыло в гуманистическом лагере»; доценты: Л. А. Дербов (СГУ) «Конец Ливонского ордена»; Брюнин (ЛГУ) «Кризис власти в Германии накануне ноябрьской революции 1918 года».
Открытые научные заседания объединили коллективы работников исторических факультетов Саратовского и Ленинградского университетов и нашли широкий отклик среди студентов-историков, а также за стенами университета, собирая каждый раз большую аудиторию.
В подготовленный к печати том «Ученых записок» вошли статьи: проф. Рубинштейна «К 700-летию Ледового побоища»; доц. Дербова «К истории разгрома Ливонского ордена»; доц. Морозовой «Из истории pусскo-иранских отношений в XIX в.»; доц. Пумпянского «Восстание Этьена Марселя в освещения Нормандской Хроники».
За время Великой Отечественной войны научные работники факультета опубликовали ряд статей как в местной, так и в республиканской печати.
Вышла из печати брошюра проф. Н. Л. Рубинштейна «Полководческое искусство Суворова». Выходят из печати, брошюры: Дубинского А. «Война на Тихом океане» (3 п. л.); Генделя Г. «Германия и ее вассалы» (3 п. л.); Деренковского Г. «Отечественная война против немецких оккупантов в 1918 году». Проф. Н. Л. Рубинштейн готовит к печати исследовательский очерк «Возникновение народного ополчения в России в начале XVII века» (4 п. л.). В очередных номерах журнала «Советская археология» (№№ 8 и 9) будут опубликованы статьи доц. И. В. Синицына «Памятники сарматской культуры Нижнего Поволжья» и «Предскифская культура в степях юга Поволжья». В материалах, издаваемых Институтом истории материальной культуры АН СССР, должна выйти его же статья «Археологические исследования в Нижнем Поволжье в 1937–1939 годах». В кабинетах истории СССP и новой истории составляется библиография всей выходящей литературы и печатаемых в журналах статей, посвященных Великой Отечественной войне.
Работа научных сотрудников выходила также за рамки факультета. За время Великой Отечественной войны наши научные работники прочли более 500 научно-популярных лекций на фабриках и заводах, в воинских частях, госпиталях, среди рабочих и колхозников области. (Кроме того научные работники нашего факультета привлекались областным и городским комитетами партии большевиков для чтения лекций на семинарах пропагандистов и агитаторов, на заседаниях активистов МОПР, партийно-советских активов и т. д.
В создаваемой Саратовским городским комитетом партии постоянно действующей выставке, посвященной Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков, руководящее участие принимают проф. Рубинштейн и доц. Морозова.
В связи с предстоящим 25-летием Великой Октябрьской социалистической революции научные работники факультета доценты Осипов, Деренковский, Розен, acпирант Афанасьев и др. — готовят к печати брошюры: «Победа Октябрьской революции в Саратовской области», «Саратовская область в гражданской войне», «Саратовская область в годы сталинских пятилеток». Кроме того, подготовляется к изданию сборник «Очерки истории Октябрьской революции и социалистического строительства Саратовской области» (Деренковский Г. М. [Работа исторического факультета СГУ в дни Отечественной войны с германским фашизмом]. //Исторический журнал. 1942. № 9. С. 91–92.)
КАРИМ УСМАНОВ.ОТЛИЧНИКИ
(Сталинец (СГУ). 1 мая 1938. № 20 (70). С. 3)
ЕСЛИ РОДИНА СКАЖЕТ - НАДО
Участвуя во Всесоюзной поисковой экспедиции "Летопись Великой Отечественной", группа "Поиск" истфака установила связь с бывшими студентами. Среди них - кандидат исторических наук, зам. директора Института литературы, языка и истории Карельского филиала АН СССР Г.И.Мезенцев, который проживает сейчас в Петрозаводске.
Он встретился со студентами, а потом прислал им интересное письмо и копии документов военных лет.
X X X
Здравствуйте, дорогие девочки!
С удовольствием вспоминаю о встрече с вами, членами группы "Поиск".
В дополнение к тому, что я вам рассказал, посылаю фотокопии двух документов - маленькие штрихи к жизни студентов, оставшихся в тылу в первые месяцы войны, а также небольшой комментарий к ним. В то время я исполнял обязанности секретаря комитета ВЛКСМ университета.
Меня кооптировали в состав комитета, а затем избрали секретарем-вскоре после объявления войны.
До этого времени я не числился в комсомольских активистах, и поэтому мое выдвижение на эту ложность было для меня неожиданным. Дело в том, что в первые дни войны почти все здоровые парни и многие девушки были призваны з армию, а мне как инвалиду финской войны путь туда был заказан, и когда возник вопрос о замене секретаря комсомола, тоже уходившего на роит, - выбор пал на меня.
Чем мы, оставшиеся в тылу, занимались в это тревожное время? Самыми различными делами, какие только возникали перед коллективом университета в обстановке начавшейся войны. Прежде всего - провожали на фронт наших товарищей. В первые дни это была очень большая группа, а затем почти каждый день уходили в армию студенты - добровольцы. Те, кто жил в общежитиях, свой немудреный скарб оставляли на хранение комендантам. Ближе к осени оставшиеся студенты (в основном девчата) работали на промышленных площадках, в районе дачных остановок, готовя их к приему эвакуируемых заводов. Осенью убирали картофель в районе Елшанки, где в то время был обнаружен газ.
Поздней осенью весь коллектив университета выехал в район станции Кологривовка на строительство оборонительных сооружений. В основном рыли противотанковый ров. Холода наступили рано, и это прибавило нам трудностей. Долбили ломами мерзлую землю, лопатами грузили ее на носилки. За день успевали снять замерзший слой, а ка следующий день все начиналось сначала, так как за ночь земля вновь промерзала. Что и говорить: работа не для девичьих рук. Однако никто не ныл, девочки работали из последних сил. Многие простужались, заболевали, но не покидали стройку.
Мы, члены комитета ВЛКСМ, естественно, были вместе со всеми студентами. Работать и ломом, и лопатой приходилось вместо со всеми, и в личном примере я, как и другие члены комитета ВЛКСМ, видел основное средство пропаганды и агитации, мобилизации студентов на своевременное завершение оборонных работ. Кстати, наши студенты и сами прекрасно сознавали остроту момента, сложность обстановки и не нуждались в какой-либо особой агитации. К учебе мы смогли приступить по завершении оборонных работ зимой 1941-1942 гг. 14.IV.1967 (ВО ИМЯ ПОБЕДЫ. По страницам многотиражной газеты СГУ «Ленинский путь». Саратов,1986. С.12-13.)
***
НЕ СМЕРТЬ, А БЕССМЕРТИЕ
На втором этаже 1У учебного корпуса есть стенд с портретами студентов, погибших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны. Кто они? Как жили? О чем мечтам? Какими были они, наши ровесники - те, которым было по двадцать в суровые и грозные сороковые годы?
В то время ректором университета была В.А.Артисевич, которая заменила ушедшего на фронт в первые же дни войны ректора Д.И. Лучинина.
Беседа с Верой Александровной была первым шагом моего поиска. Петом был разговор с однокурсницей Н.Пузанова,, ныне доцентом, заместителем декана исторического факультета В.М.Гохлернер. После встречи с Верой Моисеевной – несколько дней работы в архиве. Следующий этап поиска - поездка в рабочий поселок Турки, где живет и работает друг и однополчанин Н.Пузанова - Анатолий Федорович Мельников. И, наконец, письма самого К.П.Пузанова. Они помогли мне до конца увидеть и понять судьбу обыкновенного студента начала 40-х годов.
Ранняя весна 1940 года. День солнечный, теплый, но снег местами еще лежит на асфальте. Наш город, праздничный и веселый, встречает участников боев с белофиннами. Домой возвратились отцы и сыновья. По обеим сторонам улицы Ленина - толпы людей. Шум, веселье, радостные восклицания. А по улице в белых маскхалатах идут они, герои, отбросившие войска Маннергейма. В колонне бойцов шагает высокий парень, улыбается ласковому весеннему солнцу.
- Это наш историк, Колька Пузанов, ушел добровольцем в тридцать девятом, - говорит девушка в толпе своему соседу
... А через год с небольшим студент 1У курса исторического факультета С ГУ Николай Пузанов снова добровольцем, как и его товарищи, ушел на фронт.
Он плохо видел. В кабинете врача последние строчки букв ему подсказывали ребята.
В июле 1941 года Николая отправляют в Татарию изучать военное дело, готовиться к боям. Oн понимал, что экзамен предстоит суровый. И его надо выдержать с честью. Речь шла не только о жизни каждого, - речь шла о судьбах Родины.
«Слишком тянется промежуточный период. Этот гостеприимный город смертельно надоел, - пишет он домой. - Надоело, надоело сидеть. Уже декабрь поехал, а об отправке на фронт не слышно».
Женщина, которую он называл мамой (родители Николая умерли, и его воспитывала дальняя родственница), растила его как сына. Мальчик нашел тепло родного дома, которое остается в человеке и согревает сердце в самые ненастные и трудные дни.
В университете, куда Николай поступил, его встретила творческая атмосфера на лекциях, а главное, книги, множество книг. Каждый день после занятий он приходил в один из кабинетов, там собирались его товарищи - Коля Кузьмин, Слава Шеметов, Карим Усманов. Они читали, спорили допоздна.
Потом на фронте, посла боя, ему мучительно захочется взять в руки книгу, с удовольствием ощутив ее тяжесть, остаться с ней наедине ...
Как далеко вдруг отодвинулось мирное время, и каким прекрасным оно кажется!
”... Пусть моя жизнь оборвется, но останется здравствовать моя страна. А если страна погибнет, нам не останется места в жизни. Не будет этой жизни”, - так писал Николай в одном из писем. И Николай Пузанов просит направить его в дивизию, которая участвовала в боях на Северо-Западном фронте. Он прибыл агитатором в 446-й стрелковый полк. «Это как раз то, о чом я мечтал. Все, что есть на сердце, хочется выложить бойцам». Агитатор выпускает боевые листки, ведет пропаганду до радио для немцев, но самое главное - работа с бойцами.
... Глубокая темная ночь. На рассвете будет бой. Молодые, недавно прибывшие ребята, сидят в окопах. Завтра их первый бой. Надо помочь им победить страх за свою жизнь.
- Ну, как вы, товарищи? - спрашивает Пузанов. – Жарко завтра будет. - Он спокоен, вспоминает: - Был у нас недавно бой. Немцы послали танки, десять мы подбили. Немцы послали самолеты два были сбиты, остальные скрылись. Мы не отступили.
С рассветом разгорелся бой. Несколько раз Пузанов поднимает бойцов в атаку. Ребята дрались, не жалея жизни. В передышках между боями он собирал бойцов, рассказывал о результатах боя. Часто на войне думал о будущем, представлял его как прошлое... В прошлом остались библиотеки, споры с друзьями, на. смешливая девушка, с которой они были неразлучны. В прошлом экзамены и зачетная книжка, где стоят только "отл." (Николай Пузанов был именным стипендиатом).
А настоящее - бои, дождь, к которому привыкаешь, как к воздуху. "Особенно горько смотреть на места, где проходили бои: груды развалин".
На фронте Николай взрослеет. "Суровые времена у нас, суровеем и мы, Я забыл совсем про свою молодость, мне кажется, что имею приличный возраст". Было ему тогда 23 года.
Порой ему мучительно хотелось заглянуть за главный рубеж - конец войны, полюбопытствовать, а что же будет дальше. Мысли его были о том, чтобы скорее покончить о фашистским нашествии и жить, жить, не переводя дыхания.
Уходя в бой, Николай не знал, вернется ли, но твердо помнил: одно: жизнь свою надо прожить как можно лучше, а если отдать то как можно дороже, "любимая, если это случится, если меня не будет, живи, да так, чтоб дух захватывало".
Это случилось в октябре 1942 года на Северо-Западном фронте. В одном из боев погиб Николай Пузанов, проживший на земле 23 года, не вырастивший сына, о котором мечтал, не ставший историком. Остались жить Родина, мать, любимая.
Незадолго до смерти он писал: "Если придется кому-нибудь я гибнуть, то ведь это будет не зря, не напрасно. Это будет не смерть, а бессмертие. А раз так, то я не вижу туч впереди. Будущее ясно.
Л.Балабуева. 4.XI.1967 (ВО ИМЯ ПОБЕДЫ. С.14-16.)
***
***
ЧТОБЫ ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЛАСЬ
Студенческая пера Ефима Спасибухова и его товарищей пришлась на предвоенные годы. В 193? году он поступил на исторический факультет, Учеба доставляла ему огромную радость познания и общения со сверстниками и преподавателями. Сохранился экзаменационный листок студента П курса Е.Сласибухова за 2-й семестр 1938/39 учебного года: отлично, хорошо, отлично, отлично ...
"Ефим хотел стать дипломатом, - рассказывала его жена В.С,Спасибухова. - А поэтому самостоятельно изучал французский язык, пользуясь пластинкой и патефоном, занимался в день по 3 часа".
Ему оставался еще целый год студенчества, когда началась война.
"Почти все мы встали в рады Красной Армии, - пишет Вере Севостьяковяе университетский товарищ и сокурсник Ефима Владимир Семенов. - Всех нас судьба разбросала по разным уголкам земли нашей".
Е.Спасибухов был одним из тех студентов, кому так и не пришлось написать своей дипломной работы или сдать госэкзамены. Студенту истфака предстоял более суровый экзамен - защищать свое Отечество.
Вера оставалась в Саратове с маленьким сыном Вовой, ожидая второго ребенка.
О военных буднях Е.Сласибухова известно мало. До 1942 года он служил на Дальнем Востоке. Потом его направили на Западный фронт. Отсюда и пришло в поселок Юнгеровку его письмо, в котором тесно переплелись радость первых побед и горечь утрат, тревога и уверенность...
"Здравствуй, дорогая Вера! Давно уже получил от тебя два письма, на которые не в состоянии был сразу же дать ответ. Первое пришло тогда, когда наши войска перешли в контрнаступление в районе Сталинграда. Я был очень рад и переживал огромный подъем, так как увидел, что события под Сталинградом есть начало разгрома немецко-фашистской армии, что дети и женщины Поволжья не будут знать горя, ужаса зверских пыток от гитлеровских людоедов. Вместе со всей страной, вместе с вами я радостно и облегченно вздохнул в этот день. Враг еще узнает силу ударов Краской Армии"
Ефим с болью писал о погибших товарищах Ф.Самсонове, Б. Эпштейне, ректоре Д.И.Лучинине, преподавателях Б.С.Зевине, А.С.Бареневе, справлялся о судьбе сокурсников. Заканчивая свое письмо жене, Е.Спасибухов писал: "Крепко целую тебя, Вову и мою маленькую Ир очку, которую я не видел! Это было его последнее письмо...
Он погиб, чтобы жизнь продолжалась.
М, Дорохина, 17.17.1980 (ВО ИМЯ ПОБЕДЫ. С.28)
***
***
ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ
Василий Садиков похоронен вдали от родного дома - в роще близ деревни Оболонкой Калининской области. Здесь произошел бой, ставший для него последним.
Рос Василий в большой и дружной семье. Из пятерых детей он был самым старшим. Отец и мать учили сыновей и дочерей уважать друг друга, помогать младшим, не чураться никакого труда. Васю отличали собранность, аккуратность, трудолюбие.
Окончив школу, В.Садиков прошел курсы по подготовке в вуз и, выдержав испытания, поступил з 1937 году на исторический факультет СГУ.
В I939 году, когда вспыхнул военный конфликт с Финляндией, В.Садиков вместе со своими товарищами записался добровольцем в лыжный батальон. Весточки домой посылая аккуратно. Рассказал родителям о том, как получил свою первую боевую медаль "За отвагу". В одном из боев выполнить задание подразделению мешал вражеский пулемет. Уничтожить его командир поручил Василию Садикову и его товарищу. Нужно было обойти врага с тыла и ударить по огневой точке. В пути Васин товарищ был убит. Дальше Садиков пошел один. Ему удалось добраться до цели. Василий забросал пулемет гранатами. Боевая задача была выполнена. А Садикова представили к награде.
Вернувшись в университет, он продолжал учебу. Но вероломное нападение фашистов на нашу страну прервало мирную жизнь. ... После короткой учебы в школе комсостава в августе 1942 года лейтенант Василий Садиков был направлен на фронт. А в ноябре того же года он погиб. На войну ушли и отец, и два брата Василия Садикова. Из четверых к родному очагу вернулся один - глава семьи, участник трех войн Петр Яковлевич
***
***
СЛАВНЫЙ ПУТЬ
Саратов встречает I Мая. С утра звенит он веселыми песнями.
По широким улицам проходят шумные стройные колонны. Алым пламенем полощутся знамена, поднятые в ясное весеннее небо.
На площади Революции гремит бесконечное «ура». Вот мимо трибуны проходит колонна нарядных» веселых юношей и девушек. На их лицах цветут счастливые улыбки. В первом ряду слева, размахивая единственной рукой, шагает подтянутый юноша в полувоенной форме. На его груди пестреют орденские ленточки. Шаг его легок и отчетлив. Это Павел Балдин, студент исторического факультета Саратовского госуниверситета. Славный путь прошел он в годы войны.
Сержант Балдин, командир отделения разведки от подразделения минометов, стоял в окопе и смотрел в бинокль. Рядом сидел боец с телефонным аппаратом. Здесь была передовая линия пехотного батальона.
Занималось утро. Было тихо. Только изредка слышались одиночные выстрелы. пуля угодила в куст, из-за которого вели наблюдения разведчики. На шею Павла Балдина упали прохладные капли росы. На минуту он прекратил наблюдение и посмотрел на связиста. Мимо,- сказал тот, поймав на своем лицо взгляд командира- Видно, решили не мешать нам встречать праздник.
Будет слишком вежливо с их стороны, - заметил Павел. Мысли невольно уносились к военкомату, где упорно отказывались взять его в армию за недостатком роста, наконец, настойчивые просьбы помогли: осенью 1942 года из класса Павел Балдин был направлен в военное училище. Но и здесь не успокоился. Желание скорее принять непосредственное участие на полях сражений привело к тому, что его вместе с группой курсантов досрочно выпустили из училища в звании сержанта.
Вспоминаются первые дни на фронте. Окрыляющий патриотический подъем не оставлял его ни на минуту. И в обороне, и наступлении он шел в первых рядах, наблюдал за противником и корректировал огонь своих батарей.
Почти через год начальник политотдела сказал Балдину, вручая партийный билет: "Своими боевыми делами ты заслужил звание коммуниста. (ВО ИМЯ ПОБЕДЫ. С.92-93.)
***
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н. Я. КАЗАКОВ
Когда началась Великая Отечественная война, член бюро ВЛКСМ истфака Николай Казаков заканчивал четвертый курс. В первые же дни он добровольцем ушел на фронт. В составе войск Юго-Западного фронта участвовал в боях у гг.Изюм и Баренково, где летом 1942 г, фашисты прорвали фронт и устремились к Сталинграду. В эти трудные для Родины дни Николай Казаков был принят кандидатом в члены партии. "Хочу идти в бой коммунистом", - писал он в своем заявлении. В конце 1942 г. Казаков был ранен и после кратковременного лечения учился в Брянском военно-политическом училище. Оттуда снова направлен на фронт. В мае 1943 г. Н.Казаков был назначен комсоргом полка. Воевал на Курской дуге. За смелость и мужество, проявленные в этих боях, был награжден медалью -«За отвагу».
Тяжелые вести шли из дома. Во время налета фашистской авиации на село, где жили родители Николая, погиб его отец. Там же, на Курской земле, в бою убит младший брат Василий. Погибли мужья двух сестер. Николай поклялся отомстить врагам за смерть родных и близких ему людей.
В сентябре 1943 г. Н.Я.Казаков возглавил группу воинов-комсомольцев, форсировавших Днепр. С клятвой "Умрем, но приказ родины выполним!" бойцы приступили к выполнению боевого задания.
Они захватили плацдарм на правом берегу реки отбивали атаки врага, пока не подоспело подкрепление. 36 фашистов были убиты, захвачено 3 пулемета и другое оружие. Ко и много наших бойцов погибло в этом бою. К.Я,Казаков был ранен, но не покинул поле боя.
За успешное форсирование Днепра 2500 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них - и воспитанник университетского комсомола Николай Казаков.
Боевой путь Н.Я.Казаков закончил в Карпатах. Из рядов Советской Армии демобилизовался в 1957 г. Сейчас живет в Риге. Преподает историю и общественные науки в строительном техникуме. Он является членом президиума совета ветеранов при горкоме комсомола. Часто выступает перед допризывниками, в воинских частях, на предприятиях и в школах. Н.Я.Казаков ведет активную переписку с группой "Поиск" исторического факультета. Степанов,3.V.1977 (ВО ИМЯ ПОБЕДЫ. С.104-105.)
***
Славнее 9-го мая
He знаю в истории дат.
Трудна была жизнь фронтовая
Дороги побед и утрат ...
Уходят из памяти даты,
Как в землю сухую вода,
Но памятный май в 45-м
В сердцах наших будет всегда.
Не знали мы счастья полнее
И радостней этих минут,
Когда от Москвы и до Шпpee
Катился громовый салют.
Мы шли к этой дате от Волги
Сквозь грозы, и ночью, и днем.
В пути этом, тяжком и долгом,
Теряли друзей под огнем...
...Мы помним и раненых стоны,
И лица сгоревших в броне...
Кто может назвать поименно
Всех павших в Великой войне?!
Стираются в памяти лица,
Тускнеют, как в дымке, глаза.
Но сердце не хочет смириться,
Звучат в нем друзей голоса:
И тех, кто шагает по жизни,
И тех, что в боях полегли
За честь и свободу Отчизны
Во славу советской земли!
Давно наши выросли дети,
И внуки уже подросли,
И с мирного неба им светит
То солнце, что мы сберегли.
Как мало под ним нас осталось!..
Все больше редеет семья.
Приходит незваная старость
Уходят из жизни друзья
Ведь молодость наша осталась
За гранью той грозной войны,
А старость, недуги, усталость
Пришли к нам с другой стороны…
Все реже нас старые раны
Лишают покоя и сна.
Но вреден покой ветеранам,
Нам жизнь баз волнений вредна,
Хоть трудно, а все же замены
Не ждем и не просим в строю.
Чтобы до конца - неизменно! –
Как прежде стояли в строю,
А,Павленко, студент истфака СГУ в 1940 гг., участник Великой Отечественной войны (ВО ИМЯ ПОБЕДЫ. С.135.)
***
«КОМСОМОЛЬЦЫ ИСТФАКА В ГОДЫ ВОЙНЫ»
Студенты исторического факультета — члены группы «Поиск» — ведут большую военно-патриотическую работу. Результаты операции «Поиск» обобщаются ими в сообщениях, докладах, заметках, публикуемых на страницах «Ленинского пути», в дипломных работах. Высокую оценку получила дипломная выпускницы О. Фадеевой «Комсомольцы истфака СГУ в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны», выдержки из которой мы предлагаем читателям.
В декабре 1939 года начала советско-финская война. В ответ на призыв наркома обороны К. Е. Ворошилова о вступлении коммунистов и комсомольцев в лыжные батальоны более 60 студентов истфака подали заявления о направлении их добровольцами в батальон, формировавшийся в Саратове, 38 из них были отобраны и отправлены на фронт. Эти 38 историков, можно сказать, уже были готовыми воинами, в большинстве спортсменами-разрядниками. В их числе был секретарь комсомольской организации факультета Вячеслав Шеметов. Возглавил группу истфаковских комсомольцев студент-коммунист, секретарь партбюро факультета Фетях Рамазанов. Собрав заявления добровольцев, он и сам решил идти на фронт. Партбюро университета отказало ему. И все же Фетях добился своего, сказав: «Я беседовал с комсомольцами истфака. Одобрял их действия. Говорил, что они поступают, как настоящие патриоты. Как же я буду выглядеть, если останусь в стороне от этого дела? Я должен быть вместе с ними».
За героизм, мужество и отвагу 131 доброволец Саратовского лыжного батальона был награжден орденами и медалями Советского Союза. Среди них воспитанники истфаковского комсомола А. Корабельщиков— орденом Красного Знамени, В. Шеметов — орденом Кроеной Звезды, В. Садиков и Н. Кузьмин — медалями «За боевые заслуги».
С прочной жизненной закалкой пришла молодежь факультета к тяжелейшим испытаниям, когда мирная жизнь советского народа была нарушена вторжением на нашу землю фашистских полчищ.
«Мы — историки, а это значит, что в момент опасности, нависшей над Родиной, должны не только изучать историю, а в меру сил делать ее, в данный момент — защищать ее от опасного врага». Эти слова коммуниста, заведующего кафедрой новой истории Бориса Сауловича Зевина были настолько созвучны переживаниям молодежи, что, восприняв их как свою, кровную мысль, именно этими словами комсомольцы в заявлениях, поданных в военкомат, объясняли свое стремление немедленно идти в действующую Красную Армию, громить врага. На фронт рвались даже те, кого по разным причинам не могли взять. Не брали В. Лушникова. 'Пришлось Виктору сдавать госэкзамены. По окончании их трудился на оборонных объектах в Саратове, затем выехал на родину в Сердобск, где стал работать учителем в школе. Здесь он продолжал добиваться призыва в действующую армию. И наконец-то добился. В ноябре 1941 г. В. Лушников стал солдатом.
Учились на курсах радиотелеграфистов студентки-историки. Окончили их Ася Конюхова, Антонина Воробьева (Радчук). В части, которая вступила в бой с немецко-фашистскими захватчиками в июне 1941 г. на территории Советской Литвы, оказался Алексей Моисеевич Павленко, студент истфака 1939–1940 гг. Сначала пехотинец, потом танкист, гвардии старший сержант. О тех днях он вспоминает так: «Война застала меня в 47 км от немецкой границы в Литве. 23 июня наш полк принимал бой с фашистами. Силы были, далеко не равными и мам пришлось отступать, дрались за каждый удобный рубеж. Особенно упорное сопротивление мы оказали немцам возле Шауляя».
В районе Нечерноземья летом 1941 г. начал свой боевой путь рядовой Юрий Сорокин. Домой родителям, в Астрахань, в самом начале войны он сообщал: «...Наши артиллеристы не дают немцам покоя. Скоро, скоро придет время, когда мы погоним немцев к черту на рога. Я жив, здоров и настроение хорошее... Ни в коем случае не беспокойтесь. Я жив и буду жить. А немцев побью».
Политбоец — это слово мы встречаем не в одном письме, не в одних воспоминаниях наших комсомольцев. Многие студенты-историки стали на фронте политбойцами. О сущности этой профессии хорошо сказал истфаковец-фронтовик Яков Дмитриевич Куртонин: «Звание «политбоец» в начале войны не означало какой-либо особой должности. В большинстве войну мы начали рядовыми бойцами. Звание же обязывало нас быть всегда впереди...».
В Смоленском сражении в июле — августе 1941 г. участвовал Вячеслав Николаевич Шеметов. Когда началась война, он, будучи студентом истфака, являлся секретарем Саратовского обкома ВЛКСМ. Имел бронь и мог на фронт не идти. Но не такими были его характер, его комсомольское сердце. На третий день войны он добился отправки в действующую армию и был направлен на Западный фронт. Из справки Центрального архива Министерства обороны СССР знаем, что 9 сентября 1941 г. В. Н. Шеметову было присвоено воинское звание «старший политрук» по должности инструктора по комсомолу политуправления Западного фронта. Несколько позднее, примерно в ноябре того же года. Слева направляется для работы в тыл к немцам. На этом сведения о военной судьбе Вячеслава Николаевича Шеметова обрываются. Он погиб, отдав жизнь за Родину. Поиск наши ребята продолжают.
в первые дни войны и девушки-комсомолки истфака вступили в войну с фашизмом. Галя Бессонова, Зина Мичурина и Юля Даргевич уже 4-го июля 1941 г. принимали первых раненых на территории Белоруссии, в районе Гомеля, в лесу, в палатках. О том, как трудно приходилось в эти дни трем подругам, лучше всего рассказывает Г. А. Бессонова в своих воспоминаниях:
...«Конец июня. Первая неделя войны. Немцы давили передний край артиллерией, танками, авиацией, пытаясь прорваться в глубь Белоруссии. Бомбили не только укрепления, города и села. Они зависали над дорогами, гонялись за отдельными машинами, обстреливали пеших, бомбили стада. В этой злобной круговерти первых дней войны, укрывшись в лесу, день и ночь работал наш госпиталь, приняв на себя функции медсанбата. Круглосуточно работали перевязочные, врачи и сестры не знали смен. Но только после вечерней зари мы могли эвакуировать раненых в тыл, а ночью и на рассвете возить раненых на себе с передовой. Мы — Даргевич, Мичурина, Бессонова — «неразлучные тройняшки», как звали нас в госпитале, не были кадровыми опытными сестрами, но отличались стремлением лезть на самый трудный участок».
С достоинством вышел из окружения к .своим вместе с группой красноармейцев Миша Афонин, студент истфака 1937–1941 гг., не бросив, оружия, в военной форме, с карточкой кандидата ВКП(б) в кармане гимнастерки. Он потом стал офицером, работником штаба одной из армейских частей, затем сотрудником дивизионной газеты. Закончил войну в Вене.
В составе 91-й стрелковой дивизии в наступлении под Москвой на Великолукском направлении воевал вернувшийся в строй из госпиталя в январе 1942 г. политбоец, солдат разведроты К. С. Ермолаев: участвовал в рейдах в тыл врага по захвату «языков».
Все дни Сталинградской битвы неутомимо работала в одном из госпиталей в самом городе медсестра Клавдия Сергеевна Ситникова, наша комсомолка, выпускница истфаковской школы медсестер, солдат-доброволец. Начала она службу рядовой, закончила ее в составе войск 3-го Белорусского фронта в звании младший лейтенант медицинской службы в Восточной Пруссии, у Кенигсберга.
Группе «Поиск» Клавдия Сергеевна пишет: «Хотела написать большое письмо, да не получается, все дело в том, что я рядовой солдат войны. Мое участие — это напряженный труд и днем, и ночью, сколько надо. А вот героического нет. Но все мы, участники Великой Отечественной войны, приближали Победу как могли».
Общие думы фронтовиков о тех, кто остался навечно молодым, отдав жизнь за нашу социалистическую Родину, выразил в своем письме истфаковец-фронтовик И. Ф. Аношкин. «Все, что сделано каждым из нас, оставшихся в живых, в частности мною, кажется песчинкой в гигантском горном хребте, воздвигнутом советскими людьми и названном словом «Победа». С одной стороны, теплится чувство гордости за участие в этой общей борьбе, С другой, давит щемящее чувство неоплаченного долга перед теми миллионами наших соотечественников и зарубежных боевых соратников, которые завоевали эту победу не только ценой напряжения всех своих сил, но и своей кровью, своей жизнью. На этой высокой ноте и хочется закончить свой рассказ об истфаковцах-фронтовиках».(Фадеева О. Комсомольцы истфака в годы войны // Ленинский путь. 1985. 13 марта. №8. С.3)
***
В воскресенье, 22 июня 1941 г., в 9-й аудитории IV корпуса СГУ, в котором помещался исторический факультет, собрались на митинг преподаватели и студенты. Звучавшие на нем речи были немногословны:
«Мы – историки, а это значит, что в момент опасности, нависшей над Родиной, должны не только изучать историю, а в меру сил делать ее, в данный момент – защищать ее от опасного врага» (Б.С. Зевин).
После таких призывных заявлений десятки студентов и преподавателей истфака, взяв в руки оружие, влились в ряды Красной Армии, другие были мобилизованы для выполнения различных работ оборонного значения. С войной кардинально изменилась сама система подготовки кадров историков: вместо привычных пяти лет обучения в университете вводился трехлетний учебный план, но и его выполнение нередко напрямую зависело от фронтовых сводок и распоряжений военных властей. В результате, 1941/42 учебный год в Саратовском университете реально начался лишь в конце декабря. Из 400 студентов историко-филологического факультета (осенью 1941 г. при истфаке открыли филологическое отделение) к занятиям приступили всего 124 человека – 66 историков и 58 филологов. При этом учебу в университете большинство из них «совмещали с самой разнообразной работой по возведению оборонительных сооружений, в госпиталях, на фабриках и заводах, на заготовке дров и уборке урожая». Существенно сократились тогда «материальная база, учебные площади (учебный корпус факультета был передан на время войны другой организации). Остро ощущался недостаток научно-педагогических кадров (на некоторых кафедрах оставалось всего 2–3 сотрудника). Помещения, в которых проводились занятия, почти не отапливались, плохо освещались».
Ощутимые коррективы война внесла и в тематику научных исследований, выдвинув на передний план военно-исторические проблемы, связанные с изучением и пропагандой среди населения героического прошлого родной страны и борьбы нашего народа против иноземных захватчиков. К решению этих и других задач военного времени наряду с саратовскими историками активно привлекались и некоторые крупные исследователи московских и ленинградских вузов, на период эвакуации пополнившие собой профессорско-преподавательский коллектив Саратовского университета.
Так, кафедру истории СССР в 1941–1942 гг. возглавлял известный специалист по истории России эпохи феодализма и русской историографии, профессор Московского университета Николай Леонидович Рубинштейн (1897–1963), одновременно исполнявший обязанности декана историко-филологического факультета СГУ.
В 1943–1944 гг. кафедрой истории СССР Саратовского университета руководил другой видный российский ученый, крупный знаток социально-экономических проблем и классовой борьбы в России в эпоху феодализма, истории русской государственности и военной истории, профессор Ленинградского университета Владимир Васильевич Мавродин (1908–1987).
Имея за плечами богатый научно-исследовательский и педагогический опыт работы, оба историка, хотя и представляли разные вузы страны, в бытность свою в Саратове приложили максимум усилий и знаний в деле изучения и популяризации военно-патриотических традиций отечественной истории.
В обозрении деятельности исторического факультета ЛГУ за время его эвакуации профессор О.Л. Вайнштейн подчеркивал: «Как занятия со студентами, так и особенно научная работа нашего факультета были организованы в тесном контакте с преподавателями истфака Саратовского государственного университета. <…> Объединившись с ними, мы организовали серию открытых заседаний двух исторических факультетов, на которых ставились научные доклады. Эти “субботники”, как их называли, привлекали подчас обширную аудиторию студентов, учителей, военных политработников Саратова. Доклады вызывали весьма оживленные прения. Интерес довольно широких кругов саратовской общественности к этим совместным заседаниям объясняется в немалой степени актуальной тематикой докладов».
Аналогичными наблюдениями делился с читателями «Исторического журнала» и назначенный в 1942 г. деканом историко-филологического факультета СГУ, доцент кафедры истории народов СССР Григорий Михайлович Деренковский (1912–1978).
Отмечая большой подъем научно-исследовательской работы саратовских историков, он писал: «За время Великой Отечественной войны научные работники факультета опубликовали ряд статей как в местной, так и в республиканской печати.
Вышла из печати брошюра проф. Н.Л. Рубинштейна “Полководческое искусство Суворова”. Выходят из печати, брошюры: Дубинского А. “Война на Тихом океане” (3 п. л.); Генделя Г. “Германия и ее вассалы” (3 п. л.); Деренковского Г. “Отечественная война против немецких оккупантов в 1918 году”. Проф. Н.Л. Рубинштейн готовит к печати исследовательский очерк “Возникновение народного ополчения в России в начале XVII века” (4 п. л.). В очередных номерах журнала “Советская археология” (№№ 8 и 9) будут опубликованы статьи доц. И.В. Синицына “Памятники сарматской культуры Нижнего Поволжья” и “Предскифская культура в степях юга Поволжья”. В материалах, издаваемых Институтом истории материальной культуры АН СССР, должна выйти его же статья “Археологические исследования в Нижнем Поволжье в 1937–1939 годах”. В кабинетах истории СССP и новой истории составляется библиография всей выходящей литературы и печатаемых в журналах статей, посвященных Великой Отечественной войне».
О научном содружестве в годы войны ученых-гуманитариев Саратовского и Ленинградского университетов свидетельствовал также ряд успешно проведенных совместных защит кандидатских диссертаций, в том числе выполненных саратовскими историками – А.М. Дубинским, И.В. Синицыным, А.Л. Шапиро и Л.А. Дербовым.
Не всем питомцам довоенного истфака посчастливилось выжить в смертельной схватке с врагом. Многие из них навсегда остались на поле брани, в том числе бывший декан исторического факультета Б.С. Зевин, студенты Вячеслав Шеметов, Николай Пузанов, Василий Садиков, Фёдор Самсонов, Иван Хмелев и многие другие. Их подвиг навечно запечатлен в мраморном обелиске, открытом во дворе университетского городка в память всех, не вернувшихся с войны сотрудников и студентов Саратовского университета. Те же, кто уцелел и вернулся к мирной жизни (Н.Я. Казаков, удостоенный звания Героя Советского Союза, Н.Ф. Кузьмин, И.В. Малышев, В.А. Ермолаев, И.В. Порох, Г.Д. Бурдей и другие), до конца своих дней свято чтили память о погибших товарищах.
Общие думы фронтовиков выразил в письме к членам группы «Поиск» бывший студент-истфаковецев И.Ф. Аношкин: «Все, что сделано каждым из нас, оставшихся в живых, в частности мною, кажется песчинкой в гигантском горном хребте, воздвигнутом советскими людьми и названном словом “Победа”. С одной стороны, теплится чувство гордости за участие в этой общей борьбе. С другой – давит щемящее чувство неоплаченного долга перед теми миллионами наших соотечественников и зарубежных боевых соратников, которые завоевали эту победу не только ценой напряжения всех своих сил, но и своей кровью, своей жизнью». (Соломонов В.А. Исторический факультет Саратовского государственного университета: время, события, люди // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007.. Т. 7, вып. 2. С. 5–27.)