Для студентов 3 курса направлений подготовки «Туризм» в период с 14 июля по 27 июля 2016 г. была организована выездная музейно-экскурсоводческая практика в г. Санкт-Петербург. Программа практики была очень насыщенная: каждый день студенты посещали различные музеи, выставочные центры, пригородные императорские резиденции.
В рамках учебной практики студенты посетили одни из самых известнейших музеев Петербурга: это Государственный Эрмитаж, Храм Спаса на Крови, Русский музей, Кунсткамера, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Фондохранилище музея Эрмитаж, Музей-квартира Пушкина. Практика началась с посещения самого большого музея России – Государственного Эрмитажа. Екатерина Окишева поделилась своими впечатлениями от посещения музея: «В Эрмитаже мне очень понравилось. Я была там впервые, и меня действительно поразили масштабы этого музея. Он имеет 5 отдельных дворцов с разными экспозициями. Конечно, все залы всех дворцов мы бы не смогли осмотреть даже за все две недели практики, но я рада, что мы там побывали. Больше всего мне заполнилось собрание античной скульптуры, которое представлено наиболее полно и разнообразно. Также очень интересно было послушать про жизнь Екатерины II в ее дворце: экскурсовод рассказывала истории и интересные факты об этом. Думаю, это большой труд – сохранять музейные экспонаты, ухаживать за ними и обеспечивать полноценную работу музея».
Кроме того, студентам довелось побывать в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» (Фондохранилище Эрмитажа), где создаются специальные условия для хранения всех музейных экспонатов. Все экспонаты находятся под надежной защитой, для некоторых из них создаются определенные климатические условия.
В рамках практики ребята выезжали в окрестности Санкт-Петербурга и посетили три императорские резиденции: Ораниенбаум, Петергоф и Царское Село.
«Больше всего меня заворожило Царское Село, точнее Императорский Царскосельский лицей. Экскурсия была просто отличная! Спасибо за это прекрасному экскурсоводу! Мне очень нравится, когда информацию преподносят неординарно, а наш экскурсовод как раз так и делала. Она не просто интересно и увлеченно преподносила информацию, а вся ее экскурсия была похожа на театральное представление: интонации, паузы, жесты, а в особенности чтение стихов. Естественно, нам всем хотелось слушать и запоминать все то, что она говорила. Экскурсовод рассказала нам историю лицея, про его известных выпускников, и в частности, про жизнь и обучение в нем Александра Сергеевича Пушкина» — рассказывает Анна Еремина.
«А мне очень понравилось в Петергофе, - делится Ксения Балабанова. - Для нас была проведена экскурсия с посещением Верхнего сада и Нижнего парка с показом Большого Каскада. Экскурсовод уделяла особое внимание рассказам о фонтанах. Почти каждый из комплексов фонтанов имеет свою уникальную историю. Нам была продемонстрирована работа уникальных фонтанов-шутих. Также была предоставлена возможность пройти через шутиху, не промокнув. Это позволило разнообразить экскурсию и развеселить всю группу. Особенно запомнился пейзажный парк, созданный во времена правления Екатерины II, поскольку данный парк был создан на английский манер, чем он и выделяется на фоне остальных парков и садов Петергофа. Там располагаются многовековые деревья, которые придают ощущение нахождения в дремучем лесу. Мы посетили загородный дворец Петра I "Монплезир". Экскурсия во дворце показала нам именно бытовую сторону жизни императора. Нам были показаны такие помещения, как кухня, спальни, столовая. Экскурсовод рассказывала, как проходил день Петра I и как работали обслуживающие дворец люди. Также нами был посещен Банный корпус и Китайский садик. Осматривая банный комплекс, мы узнали много новой информации о бытовой жизни царских господ. Именно в этом комплексе нам показали систему работы фонтана-шутихи изнутри. Поразил своей красотой Китайский садик с его извилистыми дорожками, необыкновенными цветами, прекрасными скульптурами и изумительными фонтанами».
В один из дней практики Петропавловскую крепость. «Экскурсия в Петропавловской крепости была классной. Наш экскурсовод сразу задал загадочный и мистический тон нашему времяпрепровождению на территории крепости, и тем самым вызвал неподдельный интерес к своим словам. Лучшей частью экскурсии было посещение Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Мы увидели, в каких ужасных условиях содержались политические заключенные. Наш экскурсовод провел небольшой интерактив: завел нас в карцер и выключил свет. Пока он рассказывал, кому-то стало дискомфортно от нескольких минут пребывания там. Страшно представить, что люди переживали здесь, проведя в заключении месяцы и годы. Десятки узников тюрьмы в результате строгого одиночного заключения заболели психически. Это мрачное место на всех нас произвело сильное впечатление» - рассказывает Игорь Алексеев.
Также студенты сходили в два храма, которые в настоящее время функционируют как музеи: Спас на Крови и Исаакиевский Собор. Вот как описывает свои впечатления Александра Валиева: ««Впервые в жизни видела такой красивый храм, как Исаакиевский собор. Спас на Крови мне тоже, конечно, понравился, но Исаакиевский собор прямо-таки запал в душу. Мне было очень интересно слушать рассказ нашего экскурсовода об этом месте. Не представляю, как люди это раньше все возводили, ведь это огромный труд, в особенности выкладывание мозаики. После экскурсии мы поднялись на колоннаду собора на смотровую площадку. Это непередаваемые ощущения! Конечно, подниматься по лестнице пришлось долго, но наверху мы поняли, что все эти усилия были оправданы. Вид на город с колоннады открывается очень волнующий!».
Помимо классических музеев, студентам удалось посетить и современные выставочные центры, в частности Арт-центр «Перинные ряды», где проводилась фотовыставка, посвященная истории создания гигантского лайнера «Титаник» и его столкновению с айсбергом.
«Это очень познавательная выставка. Я, к примеру, не знала многих фактов об этом корабле до посещения этого места. Сама экспозиция очень отличается от классических музеев. В обстановке присутствует минимализм и холодные оттенки. В помещении нет ничего лишнего, а фотографии и текст хорошо освещены. Представлено более 80 фотографий, среди которых исторические, фотографии подводных исследований, потрясающие воображение. Гибель крупнейшего пассажирского лайнера потрясла мир, став одной из самых масштабных катастроф начала ХХ века. Мне больше всего понравились мистические истории, связанные с «Титаником». Например, один мужчина написал книгу о кораблекрушении судна после столкновения с айсбергом до того, как «Титаник» был спущен на воду. Это пугающе и интересно одновременно» — Лейсан Мавлюдова.
Данная практика – очень полезная часть обучения по направлению подготовки «Туризм». Студенты смогли познакомиться с культурно-историческим наследием Санкт-Петербурга и его пригородов, расширить кругозор, получить знания об особенностях проведения музейных экскурсий и об оформлении экспозиций, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности. Каждый из группы подметил для себя те или иные особенности, которые ему больше всего запомнились: будь то интерактивная экскурсия, либо развлекательные элементы в ней; кому-то больше понравились классически оформленные музеи, а кому-то современные выставки. Бесспорно одно – музейно-экскурсоводческая практика в Санкт-Петербурге стала ценным опытом для всех студентов!