В течение нескольких недель в рамках изучения дисциплины «Современные международные отношения» третьекурсники, разделенные на группы, представляли международные отношения в отдельных регионах мира.
Разделение на группы прошло в начале семестра путем жеребьевки. В итоге образовалось 8 групп (по количеству регионов) по 4 человека. Сами презентации прошли с 18 апреля по 16 мая.
Главная задача группы – за отведенное время (60 минут) дать характеристику международных отношений в «своем» регионе, а затем ответить на вопросы аудитории и преподавателя – Арсентьевой Ирины Ильиничны, профессора кафедры международных отношений и внешней политики России.
1. Международные отношения в Арктике представили: Зимина Юлия, Коневских Ольга, Мартиросян Диана, Яценко Галина.
2. Международные отношения в Латинской Америке представили: Круть Виталий, Орина Елизавета, Парланова Айла, Сироткина Наталья.
3. Международные отношения в Европе представили: Андреева Юлия, Корсакова Антонина, Липовенко Анастасия, Шамардин Виктор.
4. Международные отношения на постсоветском пространстве представили: Никитина Екатерина, Никулина Анастасия, Фомина Дарья, Хасанова Зарина.
5. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке представили: Бухбалина Адель, Кудрина Элина, Магомедова Нина, Шамугия Ира.
6. Международные отношения в Африке представили: Головченко Дмитрий, Илюшина Наталия, Кожевникова Алина, Круглова Анна.
7. Международные отношения в Южной Азии представили: Зинченко Дарья, Колесник Юлия, Сулима Валерия, Орлова Светлана.
8. Международные отношения в АТР представили: Асоян Игорь, Емелина Ирина, Иванова Александра, Стародубцева Алена.
Практически все группы, представляя регион, определяли его границы, особенности экономического, политического, культурного развития; выделяли субрегионы и страны, входящие в регион; выявляли регионального лидера/лидеров; характеризовали региональные конфликты; анализировали политику внерегиональных акторов; пытались представить варианты (сценарии) дальнейшего развития региона.
Многие группы подошли к процессу творчески, стремясь, чтобы их внешний вид отражал региональную специфику или их собственное восприятие региона.
Согласно современным методикам обучения, подобные формы работы полезны, поскольку учат работать в команде. В результате появляется возможность за относительно короткий промежуток времени достигать гораздо более высоких результатов, чем работая поодиночке, и формировать следующие умения:
- адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общекомандном ритме;
- налаживать конструктивный диалог практически с любым человеком;
- убеждать коллег по команде в правильности предлагаемого решения;
- признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;
- делегировать полномочия;
- как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;
- сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам.
Совершенно очевидно, что все эти умения крайне важны для будущих международников.
Текст: И.И. Арсентьева