Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

В ИИиМО состоялась Всероссийская научная конференция

19 февраля, 2014 - 10:15

В ИИиМО состоялась Всероссийская научная конференция

Пленарное заседание открыло приветствие к участникам конференции директора ИИиМО Т.В. Черевичко, отметившая важность проведения подобных междисциплинарных конференций, поднимающих насущные проблемы не только исторической науки, но и исторического образования. По словам Т.В. Черевичко, остаются актуальными и проблемы методики преподавания истории, причём как в высшем учебном заведении, так и в школе. «Кафедра российской цивилизации и методики преподавания истории является выпускающей в таком направлении как педагогическое образование. Это очень ценно для нас. Я уверена, что хорошего педагога, можно воспитать и научить эффективным методикам преподавания», – поделилась мнением Татьяна Викторовна.

Заведующий кафедрой российской цивилизации и методики преподавания истории профессор В.А. Чолахян, обозначая актуальность заявленной темы, отметил, что российская цивилизация представляет собой «итог достижений народа с характерными ценностными установками и ориентациями, духовными принципами и нормами образа жизни».

«Российская цивилизация прошла несколько этапов в своём развитии, претерпела ряд модернизаций, каждая из которых имела свои особенности и разную степень завершённости. Перед российской цивилизацией сегодня стоит важная задача системной модернизации, которая при наличии политической воли может стать вполне реальной», – подчеркнул В.А. Чолахян. – Главное, попытаться осмыслить как позитивный, так и негативный исторический опыт».

Проблематика конференции предусматривала обсуждение различных аспектов отечественной и региональной истории. Разнообразен и диапазон затрагиваемых тем, заявленных в программе. Среди них – исследование экономической и политической истории, международной политики и дипломатии, изучение проблем формирования общественной мысли в России, в частности, русского либерализма и консерватизма, социальной истории и истории повседневности, теории и методики преподавания истории и др.

В рамках пленарного заседания было заслушано три доклада, связанных с основными исследовательскими направлениями развития исторической науки. Доктор исторических наук, профессор С.А. Кочуков в своём выступлении «Русские сёстры милосердия» по материалам визуальных источников раскрыл деятельность женского медицинского персонала в годы Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. По свидетельству английской прессы, «только одна Россия может показать миру «великие сердца» своих сестёр Красного Креста».

Доктор исторических наук, профессор В.А. Чолахян представил доклад «Социальный контекст модернизационных процессов в Саратовском Поволжье в конце XIX – начале XX вв.». По мнению автора, исторический смысл модернизации в России невозможно понять без анализа её социальной составляющей, а именно: состояния общества, изменения ментальности и моделей поведения участников модернизационного процесса.

Завершила пленарное заседание кандидат педагогических наук, доцент И.В. Ястер с докладом «Современные тенденции методики преподавания истории». На основе  анализа новых образовательных стандартов, И.В. Ястер представила  деятельностный и компетентностный подходы для реализации развивающей функции урока истории.

Все доклады вызвали живой интерес и многочисленные вопросы слушателей.

 

По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась по трём секциям: «История дореволюционной России», «Проблемы изучения отечественной истории в новейшее время» и «Проблемы теории и методики преподавания истории».

            В секции «История дореволюционной России» (рук. д.и.н., профессор С.А. Кочуков) интерес присутствующих вызвал доклад к.и.н., доцента Д.С. Артамонова «Образ Вадима Новгородского в трагедии Я.Б. Княжнина», в котором рассматривались идеологические аспекты обоснования царствования Екатерины II.

            Историографические вопросы триады С.С. Уварова оказались в центре внимания доклада к.и.н., доцента С.В. Удалова.

Особый интерес вызвало выступление к.и.н., доцента О.В. Кочуковой о формировании этико-философских теорий русского либерализма на примере взглядов К.Д. Кавелина. Здесь и соотношение свободы личности и государственного порядка, экономических и этических аспектов либерализма, проблемы психологии и философии, и др., отражавшиеся в эволюции взглядов К.Д. Кавелина.

Тема формирования общественной мысли в России нашла отражение и в докладе к.и.н., доцента П.И. Богацкого «Консервативная интеллигенция России во второй половине XIX – начале XX вв.».

В секции «Проблемы изучения отечественной истории в новейшее время» (рук. д.и.н., профессор В.А. Чолахян) интересное обсуждение состоялось после доклада к.и.н., доцента А.В. Лучникова «Российские немцы как внешнеполитический фактор в представлениях немецких сотрудников МИД Веймарской республики (1919 – 1922 гг.).

Профессор А.И. Аврус посвятил свой доклад изучению поездки В.М. Чернова в Палестину в 1934 – 1935 гг., результатом которой стали статьи и очерки о культуре, языке, религии и повседневной жизни народов региона.

Влиянию железных дорог на социально-экономическое развитие Нижнего Поволжья было посвящено выступление д.и.н., профессора С.Е. Гришина.

Перипетии развития советского футбола в 1945 – 1953 гг. освещались в докладе к.и.н., доцента В.А. Гижова. Удачные выступления советских футболистов во время турне по Англии в 1945 г., дебют на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 г. сочетались с тотальным идеологическим диктатом в спорте.

Проблемы механизации и автоматизации аграрного сектора экономики и развития сельскохозяйственного машиностроения в 1960 – 1980-е гг. в Саратовской области нашли отражение в выступлении д.и.н., профессора С.А. Яковлева. Продолжением обсуждения состояния дел в сельском хозяйстве стало сообщение к.и.н., доцента, докторанта А.А. Гуменюка, посвящённое условиям труда сельского населения СССР в 1953 – 1985 гг.

В докладе другого докторанта, к.и.н., доцента В.В. Хасина освящалась эволюция представлений о кровавом навете как способе формирования социопсихологических стереотипов.

В секции  «Проблемы теории и методики преподавания истории» (рук. к.п.н., доцент И.В. Ястер) принимали участие преподаватели ИИиМО СГУ, СарИПКиПРО, учителя школ  Саратова, Энгельса и Энгельского района.

Главный методист кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО Е.В. Аристархова выступила с докладом «Возможности формирования личностных результатов в процессе преподавания Основ религиозной культуры и светской этики».

Преподаватель лицея № 15 М.В. Сергеева М.В. рассказала о своих инновационных проектах – индивидуальных образовательных траекториях учащихся, портфолио школьника, и создании Центра разрешения конфликтов. Другой учитель лицея № 15, Л.А. Воеводина поделилась опытом разработки и реализации социального проекта – ролевая игра «Суд».

 Учитель школы пос. Светлый С.А. Плакуненко выступила с докладом «Методическое объединение учителей ОРКСЭ в духовно-нравственном воспитании», в котором осветила основные направления деятелности православного музея в школе и работы с ребятами разных вероисповеданий.

В работе конференции активное участие приняли аспиранты ИИиМО С.Ю. Колесникова, И.В. Чибров, Л.Г. Адамова, М.А. Васильченко, А.А. Жукова, Т.А. Соловьёва, Н.В. Стребкова., а также студенты магистратуры «Методология исторического образования» М.Б. Бухтина, И.А. Николаева, О.В. Кускова. Таким образом, научное собрание стало убедительной площадкой для апробации научных достижений молодых исследователей, магистрантов, аспирантов и докторантов.