Дежурный психолог А.А. Карелин Влияние отношений в семье на развитие одарённости ребенка
Дежурный психолог А.А. Карелин
Влияние отношений в семье на развитие одарённости ребенка
«Каждый гений в чём-то ребёнок и каждый ребёнок гений»
Артур Шопенгауэр
Семейная системная психотерапия успешно применяет принципы системного подхода в анализе и объяснении динамики изменений в семье. Одарённый ребёнок является одной из подсистем семейной системы. Природа (специфика) одарённости каждого ребёнка связана (а, возможно, определяется) системой сложившихся отношений в конкретной семье. Важно понять, какую роль играет одарённость ребёнка в развитии семейной системы. Эта роль может быть разной. Например, хорошо известно, что проблемное поведение и невротические симптомы можно рассматривать как реакцию ребёнка на угрозу разрушения семьи как системы. Одарённость же ребёнка можно рассматривать как системное качество определяющее направление развития семейной системы. Ребёнок выступает в роли значимого другого для родителей. Отношения с ним, его развитие приоритетны для родителей. Ребёнок становится точкой роста семьи. Одарённость ребёнка проявляется тогда, когда это необходимо для развития семьи как системы. Это происходит на определённой стадии развития родителей (как людей взрослых) и на определённой стадии развития семьи. Если же появление ребёнка происходит в иные стадии развития родителей и семьи, то одарённость ребёнка может не проявиться и остаться в латентной форме. Одарённость ребёнка не проявляется, если этого не требуется для развития (или сохранения) семейной системы.
В системной семейной психотерапии возникло и успешно развивается направление, которое опирается на представление о множественности личности. Личность можно рассматривать как ансамбль общественных отношений (К. Маркс). В психологии множественность личности представлена с помощью разных понятий: субличности (Р. Асоджиоли), части личности (Р. Бендлер и Д. Гриндер), Родитель-Ребёнок-Взрослый (Эрик Берн) и другие. Ричард Шварц разработал и предложил концепцию Системной семейной психотерапии субличностей. Он рассматривает субъективные репрезентации семьи и семейных отношений как отношения соответствующих субличностей. То, как воспринимает ребёнок, какую роль играет каждый член семьи в семейных отношениях, находит своё отражение на уровне представления во внутренних (субъективных) отношениях соответствующих субличностей. Можно вспомнить в этой связи известное высказывание Л.С. Выготского о том, что любая психическая функция на арене развития появляется дважды: вначале как то, что ребёнок делает вместе со взрослым (родителем А.К.), а затем как то, что он делает внутри самого себя (цитирование по смыслу высказывания).
Роль, которую отводят ребёнку в семейной системе, может быть ролью одарённого ребёнка. Субличности характеризуются тем, что остаются в том возрасте, в котором сформировались (это некий «срез» личности в какой-либо момент её развития). Субличность под названием «одарённость», с одной стороны, сохраняет свой детский взгляд на мир, с другой – она является участником «ансамбля» субличностей под названием «личность». «Дирижером» этого ансамбля выступает самость. В ансамбле есть «взрослые музыканты» (субличности, сформировавшиеся у взрослого человека). Последние владеют опытом и знаниями взрослого человека, «взрослые» субличности могут выразить «детский» взгляд на мир языком своих знаний и опыта. Артур Шопенгауэр говорил, что каждый гений в чём-то ребёнок и каждый ребёнок гений. На языке Системной семейной психотерапии субличностей это означает, что «детские» субличности, с их оригинальным видением мира, могут взаимодействовать со «взрослыми» субличностями в рамках «ансамбля», под управлением самости, что и позволяет звучать «симфонии» одарённости.
Одарённость в форме субличности позволяет человеку сохранить в актуальном состоянии часть изначальных человеческих функций, связь с которыми утрачивается в процессе воспитания, обучения и социализации человека. Известный отечественный педагог говорил, что взрослый – это тот же ребёнок, просто, уменьшившийся до одной социальной функции. Можно вспомнить притчу о том, как маленький мальчик наблюдал за работой великого мастера Микеланджело Буонарроти. Мальчик спросил мастера: «Как можно создать скульптуру?» Микеланджело ответил: «Нужно взять глыбу мрамора и отсечь всё лишнее!» В Западной культуре лишнее – это всё то, что не нужно для адаптации человека в обществе, т. е. для реализации социальной функции. Мы учим детей создавать себя и свою жизнь, используя ограничение как некий принцип. И когда они этому научаются, они становятся взрослыми!
Этот путь часто мешает проявлению одарённости. Как можно учить (а если говорить шире – жить) предлагая возможности, а не ограничения, добавляя к тому, что дано, а не «отсекая всё лишнее»? Именно этот путь развития связан с проявлением детской одарённости. Как можно изменить отношения в семье, чтобы одарённость ребёнка проявилась? Как определены цели семей, в которых растёт одарённый ребёнок? На какой стадии развития находятся родители и семейные системы, в которых растут одарённые дети? На все эти вопросы активно ищет ответ современная психология.