Skip to main content Skip to search

Дежурный психолог Е. Г. Евдокимова Терапия чтением книг или библиотерапия

22 мая, 2020 - 10:45

Дежурный психолог Е. Г. Евдокимова Терапия чтением книг или библиотерапия

Авторы:
Текст: 
Е. Г. Евдокимова

Дежурный психолог Е. Г. Евдокимова  

Терапия чтением книг или библиотерапия

 

«Слышал про терапию книгами, что это за направление?

 используется ли она в настоящее время на практике?» 

Иван,26 лет

 

«Итак, мои милые, развлекайтесь и — телу во здравие, почкам на пользу — веселитесь, читая мою книгу» 

Франсуа Рабле

 

Начало библиотерапии (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение) как метода психотерапии, использующей литературу для лечения словом, относят к временам  фараона Рамзеса II (1300 год до н. э.),  над входом в   библиотеку которого  имелась надпись: «Аптека для души».

Благодаря особому эффекту от соотношения себя с героями, вчувствования в их переживания и другим исцеляющим состояниям (успокоение, удовольствие, повышения активности) происходит прояснение неразрешённых конфликтов человека, личностных проблем, изменение настроения. Эффект от чтения связывают с законом Э.Геннекена. который гласит: «почитатели определенного писателя подобны ему особенностями душевной организации».

Главной задачей библиотерапии является определение направления материалов для чтения, которые имели бы отношение к жизненной ситуации человека.  Когда человек переносит себя на место героя произведения, он может разделять с ним его переживания, мысли и чувства, получать эмоциональную поддержку и ослабление эмоционального напряжения  (не   один я  попал в такую   ситуацию); обретать надежду и возможность посмотреть на свою ситуацию с другой стороны, осознать и понять трудности своей ситуации, которые до сих пор скрывал от самого себя,  изменить свое отношение, мысли, поведение. 

В нашей практике эффективность библиотерапии подтверждена на основе работы с учителем истории по конструктивному разрешению конфликтов между учащимися 7 класса. На классных часах учитель начала   рассказывать истории на основе сюжетов произведений, содержащих сходную ситуацию с той, что сложилась в классе, не завершая произведения. Например, некоторые сюжеты были взяты из книги Ди Снайдера Курс выживания для подростков, К. Хайасен «У-гу!», Р. Дж. Паласио «Чудо», Луис Сашар «Я не верю в монстров» и т.п.

Ребят затронули истории, им стало интересно, как разрешилась сходная ситуация, и пришлось обратиться к первоисточникам, после чего произошло бурное обсуждение не только книжных сюжетов, но и ситуаций, происходящих в классе.   

Чтение произведений может сочетаться с их созданием: фиксацией событий в дневниковых записях, придумыванием историй,  обращением к метафорам, образам, подключая воображение при столкновении со сложными ситуациями. Авторские тексты можно использовать для того, чтобы снять эмоциональное напряжение (после чего удалить их), для того, чтобы разобраться в своих вопросах наедине с самим собой или перенести их на выдуманного персонажа, чтобы  вынести на обсуждение с другими людьми.  

В работе с взрослыми людьми психолог может строить беседу на основе общеизвестного сюжета или совместного конструирования истории

В качестве популярного современного направления работы на основе создания   текстов используется технология терапевтического Storytelling*а (создание историй, рассказывание, придумывание) с детьми и взрослыми. 

Варианты  сюжетов для создания историй. Таинственный сад. "Представь себе, что однажды ты отправляешься ….». Старинный сундук. « На пути…нам встретился сундук…», далее предстоит продолжить историю. Незаконченные предложения. - Когда идёт дождь, я...; - Моя семья...;
- Если бы животные и птицы умели разговаривать... - Желтый цвет напоминает мне…

Возможности и направления современной библиотерапии гораздо шире заявленных тезисов, в чем можно убедиться, прочитав книгу Э. Берту, С.Элдеркин  Книга как лекарство. Скорая литературная помощь от А до Я, и обсудив ее с друзьями или  с психологом. 

 https://i.pinimg.com/originals/4f/ff/3a/4fff3ac2fa5c84f127360e34f1dd1b70.jpg