Дежурный психолог Н. М. Романова Домашнее насилие в режиме "самоизоляции"
«В режиме самоизоляции стала замечать, что мой сын- ему 11 лет, стал более раздражительным, резко стал повышать на меня голос, хамить мне, отказывается делать уроки, без разрешения выходит на улицу. Почему это происходит? Как мне правильно вести себя с ним?»
Светлана, 34 года
Домашнее насилие в режиме "самоизоляции"
В условиях режима "самоизоляции", как следует из анализа информационных источников, происходит рост насилия в наших семьях. И в последующем, в условиях дальнейшей изоляции, эксперты прогнозируют дальнейший рост домашнего насилия. Кроме того, прогнозируется и рост алкоголизма, преступности и суицидальной активности. Почему это происходит?
Это связано с недостаточностью для комфортного существования человека физического пространства своей квартиры и обеднением психологического пространства недостатком разнообразных коммуникаций. Другими словами, человеку для переживания психологического благополучия, необходимо получать новую информацию из окружающей среды, перемещаться в ней, встречаться с новыми людьми. Пребывание в «четырех стенах» без возможности покидать квартиру, нахождение в ограниченном пространстве - непростой период в нашей жизни.
Наиболее подвержены виктимизации, т.е. возможности подвергнуться насилию со стороны других лиц в ограниченном пространстве, являются дети, пожилые люди, женщины. Родители срываются на детей, дети противодействуют родителям, в том числе и в физическом плане, сбегают из дома. Изоляция — достаточно выраженное испытание для психики.
Дети. Пребывание детей в условиях самоизоляции с психофизиологической точки зрения особенно дискомфортно для ребенка (7-11 лет). Из-за отсутствия прогулок, невозможности выплеснуть энергию, ребенок испытывает тревогу, подавленность, грусть, усталость. Ребенок не знает, чем себя занять. Кроме того, детям приходится учиться в непривычном дистанционном формате. Возникают проблемы и с непрерывным присутствием родителей рядом с ними, чего не было ранее, они не могут уединиться от родителей. В таком возрасте ребенку сложно контролировать свои эмоции. В силу этого у них повышается уровень конфликтности, прежде всего,- в отношении родителей и других родственников.
Подростки. Для подростков основной стресс связан с невозможностью общения со сверстниками. Для них общение с приятелями – основная доминанта их периода возрастного развития. Невозможность удовлетворить данную потребность у подростков приводит к росту раздражительности и нервозности. Кроме того, им сложно находиться в условиях своей квартиры, которую они воспринимают как ловушку, клетку, западню. Ситуацию усугубляют переживания школьников, связанные с неопределенностью относительно сдачи экзаменов. В связи с этими причинами у подростков происходят конфликты с родителями: они стремятся на волю, пребывание дома воспринимается ими как пытка.
Проблемы детей, в свою очередь, накладываются на проблемы взрослых (угроза безработицы, сокращения, неопределенные перспективы).
Как поступать правильно в такой сложной ситуации?
Для профилактики насилия и конфликтов родителей с несовершеннолетними необходимо детей и подростков эмоционально поддерживать, подбадривать. Не следует «давить», усиливать требования и контроль за действиями ребенка, требовать идеального выполнения уроков и т.п. Надо хвалить ребенка, подчеркивать его значимость.
Взрослым необходимо психологически принять ограничения, связанные с ситуацией самоизоляции. Надо научиться принимать обстоятельства такими, какие они есть, и менять свое негативное отношение к происходящему. Еще важно использовать возможности, предоставленные большим количеством свободного времени в режиме самоизоляции.
Если же эмоциональные проблемы слишком глубоки - это повод обратиться к психологу.