Дежурный психолог А. К. Кравцова Как не прокрастинировать, работая на «удаленке»
«Я работаю в сфере смм, заказы пока есть, но,
несмотря на желание заработать, совсем не могу взять себя в руки и нормально организовать работу!
Как не разлениться в формате хоум-офис?»
Анастасия, 23 года
Как не прокрастинировать, работая на «удаленке»
Поколение Х не знает, что такое прокрастинация. Либо ты работаешь, либо бездельничаешь. Но что же делать тем людям, которые одновременно вроде бы и мучительно стараются работать, и ленятся с огромным чувством вины? Это очень зависит от причин и типа прокрастинации. Сегодня речь пойдет об очень специфическом её виде - практически неизбежной, при неправильной организации труда в организации, прокрастинации при работе в удаленном формате, к которому мы все сейчас неизбежно приходим.
Вопрос прокрастинации начал беспокоить меня в школе, когда я умудрялась по 2 часа смотреть в стену, вместо того, чтобы быстро выучить уроки, потом при написании диссертации, да и что таить, над этой статьей я начала работать через неделю после того, как решила это сделать. Вам знакомо? Так как психология учит балансу, мы все-таки пришли к выводам, что главное в этом во всем не допускать мучений себя, а то это приведет как минимум к выгоранию, как максимум к психосоматическим заболеваниям. Прервать мучения совести Вы можете двумя очевидными способами: прекратить прокрастинировать (здесь необходимо иметь прокаченный инструмент воли, но об этом в другой раз), или смириться с прокрастинацией, как с повышенной температурой тела, и дать себе отдохнуть. Важно осознать, что прокрастинация не приходит сама по себе, она говорит либо о том, что у вас нет достаточно ресурсов, либо, что цель этой деятельности не ваша, ну или в крайнем случае вы избалованный бездельник, который всегда прокрастинирует, и у него все равно все получается. Но, конечно, это не наш случай.
Работа на «удаленке» - это не большая удача, а сложная задача, которая требует в два раза больше ответственности и дисциплины как от работника, так и от его руководителя. Руководителям в первую очередь необходимо очень четко понимать все планы работы его сотрудников и цели работы подразделений на ближайшие сроки- это взаимосвязанно. В идеале должно идти согласованно с тактическими целями организации, а «заземлено» до ежедневных задач работника. Также я рекомендую руководителям ежедневные он-лайн «летучки» по задачам. Первая утренняя для того, чтобы спросить что будут делать, вечерняя - как получилось. Нет, это не трата времени на совещания, вместо непосредственной работы, нет это не отсутствие доверия - это забота о работниках и предупреждение их прокрастинации (так как прокрастинация боится только одного- контрольных точек!). Также как иначе руководитель будет отслеживать динамику? Тем более, поверьте, через неделю тренировок это будет занимать всего 5-10 минут. На то это и летучка. Но важно помнить - это не отменяет плановых регулярных совещаний. Современные рекомендации по проведению и структурированию встреч с работниками, кстати, можно посмотреть в книге Патрика Ленсиони «Смерть от совещаний».
Теперь, собственно, перейдем к рассмотрению рекомендаций по борьбе с прокрастинацией. Представим своеобразное попурри из разных источников: начиная от международных исследований прокрастинации, практических советов по организации работы американских коммивояжёров, японских принципов уборки дома и заканчивая личным обширным опытом развития навыков тайм-менеджмента. Итак, начнем:
-
Режим. Вы не на каникулах. Нельзя смотреть сериалы до рассвета. Не расслабляйтесь и продумайте, во сколько будет оптимально вставать, учитывая, что до работы не надо добираться, но дергать вас будут гораздо более продолжительное время, так как у многих, кто не прочтет эту статью, работа и дом превратится в отвратительную мешанину, как если смешать две красивые краски, синий и красный цвет, например, а получить бурую жижу.
-
Встал- оденься в рабочую одежду. Это не только для того, чтобы избежать неловких моментов вставания из-за стола в домашней одежде в процессе видеоконференции. Это поможет вам почувствовать себя на учебе или работе. А потом, когда вы сняли одежду, накопившую всю усталость работы за компьютером и тяжелых переговоров, почувствовать себя снова дома, в уюте и тепле, родной пижаме.
-
Порядок в доме- порядок в душе. Проснулся- застели кровать, чтобы она не манила обратно. Ну и, конечно, всех прокрастинаторов завлекает возможность отвлечься, чтобы «погладить носки». Мозг всегда ищет более простые занятия, за которые себя можно тоже похвалить. Не дайте ему шансов, уберите всю квартиру до блеска до работы.
-
«Мне все равно куда идти, только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса. — Куда-нибудь ты обязательно попадешь,- сказал кот». Как много мудрости в этой загадочной сказке. Хэл Элорд в «Магии утра» написал очень хорошую вещь, которая и по сей день меня вдохновляет каждый вечер уточнять план на следующий день. Интерпретация вольная: «Вспомни рождественское утро…ты каждый день должен просыпаться с ощущением этого прекрасного ожидания подарков, праздника и запаха выпечки и со всех ног бежать встречать этот день.» И это правда возможно. Когда ты понимаешь, что и зачем ты делаешь, когда ты видишь свои вдохновляющие до мурашек цели, ты встаешь с такой радостью и энергией, что это дает тебе силы и организованность на весь день. Даже если эта цель попробовать новые упражнения на пресс, которые ты скачал вечером.
-
Делите сферы деятельности по направлениям. Этот лайфхак пришел у меня через свой опыт. Хваленая многозадачность, как выяснилось в последние несколько лет, никак нам не помогает, с ней уменьшается концентрация внимания, мозг тратит в разы больше энергии на выполнение одной задачи, чувствуешь себя разбитым, а эффективность так себе. Для того, чтобы избежать звонков, просмотра вебинара, написания документа, курсовой, ответа в пяти чатах и приближения видео совещания в один момент, проанализируйте (с помощью хронометража!), когда в течение дня происходят события на которые вы не можете повлиять: просыпаются кричащие дети, начальник или клиенты начинают проявлять особую активность в общении по тем или иным каналам, когда вам проще сконцентрироваться в зависимости от фазы дня или приема пищи, когда есть фиксированные совещания и прочее. И группируйте виды деятельности вокруг них. Время звонков и видеоконференций-отводите на это смело 3 часа, не пытайтесь ничего написать и посчитать в этот период.
Можно еще долго писать про личную эффективность, но на этом пока остановимся. Кстати, рекомендую послушать подкасты позитивной Катерины Ленгольд, самого молодого вице-президента в мировой аэрокосмической индустрии и автора книги и agile-ежедневника «Просто космос», на тему «Как быть эффективным работая из дома». Работа в удаленном формате- это отличный опыт, и у него также есть множество плюсов.
Многое из того, чему вы научитесь, останется с Вами навсегда и сильно улучшит вашу жизнь!!!!!!