Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Значения слов, выражающих психологические состояния

Мкоян А.Т.,
магистрант 1 курса очного отделения,
профиль подготовки «Ордерные технологии в психологии»

 



 

Психологическими состояниями называются те состояния, которые именуются такими языковыми единицами, как: «страх», «ужас», «тревога», «стресс», «радость», «грусть», «печаль», «тоска», «страсть», «аффект», «злость», «скука», «апатия» и т.д. 

Темой данного исследования является глубокое изучение значений вышеуказанных (и подобных им) слов, способных выразить психологические состояния каждого индивида. Основанием этого процесса является чувственная ступень познания. Далее введем понятийный аппарат, ориентируясь на теорию познания. 

Познание – процесс отражения действительности, целью которого является получение адекватных знаний о мире1. В силу того, что, как было сказано выше, мы находимся на чувственной ступени познания, введем именно те термины, которые являются ключевыми в чувственном познании. 

Чувственная ступень познания представляет собой изучение мира посредством органов чувств (или, более точно, особых клеток, которые реагируют на определенные воздействия внешней среды). В результате этого воздействия возникает психическая реакция, которая называется ощущением. Более сложным является восприятие – это психический интегрированный комплекс разнообразных ощущений. Ощущения и восприятие существуют во время непосредственного воздействия на органы чувств. Напротив, представление – психический образ, который связан со следами, оставленными в нашей памяти прежними ощущениями и (или) восприятиями. 

О представлениях мы сообщаем с помощью слов; кажется, что их значения характеризуются определенными состояниями, на которые будто можно объективно указать, и поэтому эти значения якобы можно формально определить. Из-за этого в психологии существует стремление дать определение вышеуказанным словам, подобрать к ним синонимы и т.д. Невозможно проверить экспериментально тождественность слова (с одной стороны), которое мы определяем, и (с другой стороны) его определения либо синонимов. Таким образом, попытка дать определение таким словам, как «страх» и пр., является не более, чем игрой словЭту игру слов можно объяснить витгенштейновской теорией референции (значения): значением слова является его употребление, т.е. значение слова – это контекст, в котором это слово используется2. 

На самом деле, когда субъект дает определение словам, использованным для обозначения психологических состояний, он делает это через воспоминания, представления о том, в каких контекстах использовались эти слова. Рассмотрим пример.  

«Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Диапазон оттенков страха: опасение, боязнь, испуг, ужас»3. 

Смоделируем такую ситуацию, в которой человек самостоятельно продуцировал процитированные выше мысли, исходя из ощущений, восприятия (т.е. выразил собственные представления). Возможно, имели место следующие ситуации (контексты): угроза биологическому существованию этого человека, угроза социальному существованию, угроза и биологическому, и социальному существованию; возможно, имели место все три вышеуказанные варианта. Во всех указанных вариантах субъект испытал некую эмоцию, которой дал название «страх». Кроме того, он находился в таких контекстах, где эмоция «страх» была вызвана и действительными, и воображаемыми источниками опасности (он обнаружил различия источников опасности). Также этот субъект считает, что есть несколько эмоций, похожих между собой (включая эмоцию «страх»), которые он называет видами «страдания», и отличительным признаком контекстов, в которых он находит место языковому выражению «страх», является предвосхищение грозящих существованию факторов. 

Несмотря на то, что субъект использует единый термин «страх» для множества эмоций (которые испытываются им в вышеописанных контекстах) и тем самым делает из этого множества эмоций одну эмоцию «страх», он осознанно разделяет оттенки этой эмоции между собой и выделяет для этих оттенков четыре группы контекстов, для которых имеется место для употребления слов: «опасение», «боязнь», «испуг» или «ужас». 

В свою очередь важно отметить, что «страх» как состояние можно преодолеть и избавиться от него. Как выше было сказано «страх» подразумевает под собой «опасение», «боязнь», «испуг» или «ужас». Но мы возьмем всего два понятия, а именно «опасение» и «боязнь», т.к. остальное является мгновенным или краткосрочным чувством.  

1) «Опасение» вызывает страх в силу того, что человек боится изучить что-либо и переживает за себя или другого человека. В данном случае человек должен стимулировать себя изучать и открывать положительные вещи, а также негативные, чтобы с ними потом не сталкиваться. Положительный или негативный опыт позволяет человеку получать больше информации и жизненного опыта, который пригодится в жизни. Если же мы затрагиваем переживание за кого-либо, то оно рассеивается после продолжительного времени(терпение) и потом уже после связи с человеком. 

2) «Боязнь» вызывает страх по той причине, что человек чувствует слабость по отношению к другому и выражается это в доминации силы или власти одного человека над другим. В данном случае «боязнь» уникальный феномен, т.к. по сути «вынуждает» человека следовать каким-либо условиям, т.к. человек скорее боится потерять работу, карьеру или жизнь. Во избежание таких ситуации, необходимо обходить стороной конфликты и находить компромисс с людьми. Для выхода из сложной ситуации, связанной с работодателем или коллегами, стоит проявить инициативу в решении сложных ситуаций и найти общие интересы, чтобы укрепить взаимоотношения.