Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Психологическая травма в детстве, ее влияние на построение межличностных отношений в семье и пути преодоления

Наталья Чубукова

магистрант 1 курса,

очно-заочного отделения профиля подготовки

«Консультативная психология»

 

Когда человек получает психологическую травму, будь то единичное событие или систематически повторяющиеся ситуации, он оказывается подвержен ее разрушительному влиянию во всех сферах своей жизни до тех пор, пока не преодолеет ее. Как сказал знаменитый Карл Юнг: «Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью, и вы будете называть это судьбой». Травмы, особенно те, что человек получает в детстве, оказывают глубокое воздействие на его дальнейшую взрослую жизнь. Ведь детство – это важнейший период формирования личности.

Травмы детства не всегда осознаваемы – иногда событие или череда событий могут быть настолько невыносимыми для психики ребенка, что память о них погружается глубоко в подсознание. Но, несмотря на подобное «захоронение» травмы, она не покидает психику человека, и продолжает жить в виде грызущего изнутри ощущения дискомфорта и неудовлетворенности.

Пережитое в детстве насилие может иметь долгосрочные последствия. Независимо от того, осознаваема травма или нет, ее влияние может проявляться в виде нездоровых, дисфункциональных межличностных отношений в зрелом возрасте. Это происходит потому, что детская травма связана с разрывом надежной привязанности и разрушением доверительного отношения к окружающему миру. В следствие этого блокируется возможность развития здорового взрослого человека, а также способность формировать и поддерживать здоровые межличностные отношения.

Надежная привязанность возникает благодаря любви, заботе и стабильным детско-родительским отношениям. Если все потребности ребенка удовлетворяются (как физические, так и психологические), то он чувствует себя в безопасности даже в трудные времена, поскольку доверяет близким и может на них положиться. Надежная привязанность нарушается, когда ребенок сталкивается с жестоким обращением в свой адрес со стороны самых близких людей. Восприятие окружающего мира становится окрашенным в мрачные тона, формируется недоверие, пессимистичный взгляд на жизнь, а построение отношений во взрослом возрасте осложняется неспособностью быть открытым

Детские травмы могут быть разными, а их глубина зависит от многих факторов: характер человека, частота и продолжительность травмирующих событий, врожденный темперамент и т.д. Например, у людей с сильной волей и характером травматичный опыт из детства может никак не проявиться в разумном возрасте, но есть также и те, на ком он оставит яркий отпечаток. Существует несколько факторов, которые могут увеличить уровень стресса и вероятность получения травмы: интенсивность, внезапность или регулярность травмирующих событий, а также сложности материального характера, препятствующие удовлетворению первостепенных потребностей ребенка, таких как тепло, комфорт и сытость.

Потребность в привязанности считается следующей по значимости после биологических потребностей. Ребенку жизненно необходимо ощущать эмоциональную близость с родителями. Разумеется, мама и папа не могут все время быть неразлучны со своим малышом, рано или поздно происходит процесс сепарации («разделения»): отлучение от материнской груди, поход в детский сад, школа, отъезд к родственникам, летний лагерь и т.д. В любом случае происходит то, что считается естественной (или нормальной) травмой привязанности. Родителям необходимо научить своего ребенка проживанию моментов сепарации и воссоединения. Например, игра в прятки – очень хороший способ указать ребенку на его автономность. Легкие и естественные травмы привязанности могут совершенно не сказаться на психике ребенка, потому что положительные события перекроют их, и детские воспоминания, в общем и целом, останутся приятными. Однако может быть и так, что негативного опыта окажется значительно больше, чем позитивного. В таких случаях возникает психическая боль, связанная с отсутствием близости в отношениях с ключевым взрослым. Подобная боль значительно превышает возможности ребенка совладать с ней, в следствие чего формируется травматичный опыт.

Существует также травма разрыва отношений: к ней может привести развод родителей, их несправедливое отношение друг к другу или к ребенку, постоянные ссоры с фразами «Ты мне больше не сын», «Не хочу тебя больше видеть». Последствия такой травмы – постоянное чувство вины и сложности в отношениях с окружающими.

Еще один вид детских психологических травм – это травма отвержения: она может быть вызвана игнорированием со стороны родителей и предательством. Ребенку очень важны любовь, принятие и забота, иначе во взрослой жизни у него будут трудности с проявлением собственных чувств и общением, особенно с противоположным полом и собственными детьми. У ребенка существует особая психологическая связь с родителем, он рассчитывает на безусловную любовь и заботу взрослого. И эта связь заставляет ребенка искать утешение и защиту у родителя. Если по каким-то причинам родитель отказывает ребенку в защите, не утешает его, не приходит на помощь, или даже осуждает чувства и действия ребенка, то это расценивается как предательство и приводит к возникновению травмы отвержения. Если у ребенка нет нормальной психологической связи с родителями, она нестабильна или прерывается, то в основу его личности постепенно закладывается острая нужда в этой привязанности, которая в дальнейшем толкает человека на построение созависимых и токсичный отношений.

Еще один серьезный вид детской травмы связан с насилием, которое может быть не только физическим, но и психологическим. Например, в рамках воспитательного процесса родители могут переходить на крик или применять физические наказания. Из-за этого понятия любови и страха могут слиться в сознании ребенка в единое целое: он будет желать близости со значимым взрослым, и в то же время хотеть убежать от него.

Бывают ситуации, когда физическое насилие не применяется конкретно к ребенку, но регулярно присутствует в семье, например, папа бьет маму. Если ребенок является свидетелем таких сцен, то можно считать, что он также становится жертвой этих побоев. Дети, наблюдая насилие, испытывают страх, злость, бессилие, они не понимают, как их близкий человек может совершать подобные действие. Последствия будут такими же, как и от прямого насилия. Во взрослом возрасте могут появиться сложности с восприятием себя, окружения, чувство вины, проблемы с сексуальной жизнью, риск депрессии. Возможны и проявления внутренней агрессии, так как паттерны родительского поведения так или иначе впитываются в личность ребенка. Ошибки родителей передаются детям: они автоматически начинают вести себя так же. Самый тяжелый случай – когда жестокое обращение в детстве деформирует понимание самого себя и картину жизни в целом. Человек постепенно принимает насилие за норму и подспудно усваивает жизненную установку: либо тебя бьют и ты жертва, либо ты бьешь и доминируешь.

Эмоциональное насилие, пусть и не такое явное как физическое, оставляет не менее глубокие раны в личности ребенка. Чаще всего оно возникает тогда, когда родители имеют конкретные ожидания от детей. Преподносится такое насилие в обертке заботы и пожелания «всего самого лучшего». Например, если ребенок приносит плохие оценки, родитель начинает его унижать, обижать и сравнивать с другими детьми, тем самым обесценивая его. Забота и насилие здесь сцепляются воедино. Сюда же относится такой воспитательный прием как бойкот – родители просто перестают разговаривать с ребенком в целях проучить его. Последствия таких действий чаще всего находят выражение в неврозах и психосоматических расстройствах.

Если родитель ограничивает ребенка в контакте с другими детьми и контролирует его круг общения, то ребенок может чувствовать себя изолированным от внешнего мира и очень одиноким. В таких условиях невозможны здоровая социализация и развитие самостоятельности. При вербальной агрессии и угрозах («если ты так сделаешь, я от тебя откажусь») ребенок перестает доверять миру и начинает воспринимать все враждебно.

Получив детскую психологическую травму, в более позднем возрасте человек ее вытесняет. Таким образом психика защищается, блокирует болезненную информацию. Но даже не помня причин травмы, взрослый человек все равно будет ощущать ее последствия – депрессию, чувство вины, неуверенность, агрессию, проблемы в отношениях и т.д.

Особенно остро травма насилия в детстве влияет на межличностные отношения взрослого, формируя вокруг него нездоровую и токсичную среду.

Дети, не получившие адекватного примера любви и уважения, во взрослом возрасте становятся участниками конфликтных и болезненных любовных отношений. Под влиянием детской травмы они формируют со своими избранниками нездоровые типы привязанности.

Первый из них – это избегающий тип. Если в раннем детстве человек не испытал надежной привязанности и, таким образом, не получил опыта нормальных и здоровых взаимоотношений, он может просто закрыться и начать избегать близости как таковой. Его потребности не были удовлетворены, поэтому он решает – сознательно или бессознательно – игнорировать их или удовлетворять самостоятельно. Во взрослой жизни это обычно проявляется в виде социального избегания и эмоционально отстраненных межличностных отношений.

Второй тип – амбивалентный (тревожно-устойчивый). Такая привязанность характеризуется глубоким желанием близости, мучительной зависимостью в сочетании с повышенной бдительностью и тревогой в случаях даже самых незначительных изменений в динамике отношений. Этот тип привязанности обычно формируется, когда родители ведут себя непредсказуемо: они отзывчивы в одних случаях и пренебрежительны в других, а ребенок все время теряется в догадках, как же ему себя вести. Амбивалентный стиль привязанности влияет на межличностные отношения, так как человек вырастает глубоко неуверенным в себе, подозрительным и мнимым. Он очень сильно расстраивается и обижается, если чувствует себя уязвимым или непонятым.

Еще один нездоровый тип привязанности, корни которого уходят в детство – дезорганизующий, или дезориентированный. Если отношения ребенка с его родителями были не безопасными, а дезорганизованными, то, скорее всего, он будет бояться отношений во взрослом возрасте, но в то же время испытывать глубокое желание эмоциональной связи. Мысли как о близости, так и об одиночестве пугают, а проявление привязанности к другим людям дается с трудом. В результате способность формировать здоровые межличностные отношения оказывается под угрозой. Люди с дезорганизованным стилем привязанности в результате детской травмы часто плохо регулируют эмоциональное состояние, плохо понимают социальные сигналы и не доверяют другим людям.

Когда человек с детской психологической травмой заводит семью и начинает растить своих детей, то его личные травмы детства становятся актуальны как никогда. Роль родителя пробуждает в человеке воспоминания о том, как его собственные родители поступали с ним. Эти воспоминания так или иначе оказывают сильное влияние на воспитательный процесс. Переживая в очередной раз болезненный опыт, очень сложно быть эмоционально включенным, эмпатичным и отзывчивым, а также объективно воспринимать свои отношения с ребенком. Поэтому важно, чтобы родитель в первую очередь научился помогать самому себе и проработал свои детские травмы, чтобы они не повлияли на судьбу его детей.

Проработка травм – это долгосрочный процесс, требующий аккуратности и тонкости. Самые распространенные пути преодоления детских травм – это гештальт-терапия и психоанализ. Никакие краткосрочные подходы, вебинары и курсы не помогут избавиться от психологической травмы: за пару встреч не получится исцелиться, наоборот, можно лишь усугубить ситуацию, вскрыв старые раны.

В случае, если в детстве у человека был травматичный опыт, но во взрослом возрасте его ничего не беспокоит, – значит, его психика с этим справилась, и к специалисту идти не стоит. Зачастую бывает так, что люди, которые говорят о наличии у себя детской травмы, на самом деле ее не имеют. Человек с серьезным травматичным опытом не говорит о нем, а иногда даже не понимает, что в его детстве произошло нечто ужасное, отложившее отпечаток в сознании.

Неважно, сколько лет человеку с непроработанной травмой – он будет возвращаться к ней в любом возрасте. В стрессе взрослый вновь становится ребенком: напуганным, одиноким, неконтролирующим себя. Но самое страшное во всем этом то, что разбитая детская душа имеет тенденцию к передаче своего печального опыта следующему поколению. Поэтому проработка детской психологической травмы – это важная обязанность каждого взрослого человека, строящего семью.