Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

 

Багрий Ольга 

магистрант 1 курса,

очно-заочного отделения профиля подготовки

«Консультативная психология»

 

 

"Что делать, как противостоять манипуляции коллеги, как защитить себя от манипуляций?" — Алина, 32 года.

Здравствуйте, Алина. Противостоять манипуляциям бывает действительно непросто. Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в том, что такое манипуляция.

Манипуляция — это скрытое преднамеренное психологическое воздействие, которое провоцирует человека на поведение, не соответствующее его подлинным желаниям и намерениям. Ее задача – получить выгоду, используя скрытую обманную тактику.

Вы, к сожалению, не написали, как ведёт себя коллега, в чем выражаются ее манипуляции. В целом, я хотела бы предложить вам определённую стратегию, которую вы сможете применить в рабочих отношениях, чтобы защитить себя от манипуляционного воздействия.

1. Спокойно выслушайте коллегу.

2. Не отвечайте сразу на ее предложение, просьбу. Возьмите паузу. Скажите: "Мне нужно подумать. Я не готова сейчас тебе ответить". Часто манипуляторы требуют моментального ответа.

3.Выясните, сколько времени займет выполнение просьбы. Можете сами установить время: "Если это займет не более пяти минут, я сделаю". Подумайте, на что вы можете расчитывать взамен. Например, коллега просит вас выйти в ваш выходной, значит вы можете воспользоваться ее выходным. Обговорите с ней, когда она сможет вас подменить.

4. Если вас не устраивает предложение, просьба, подготовьте ассертивный отказ. Ассертивность – это способность уверенно защитить свои права, смело заявляя о них, не ущемляя при этом права окружающих. Это полезное качество, благодаря которому человек может прямо, адекватно и открыто выражать свои чувства, мысли, мнение без агрессии и негатива. Например, "Мне очень жаль, но, к сожалению, я не смогу. У меня важные планы на выходные. Это работа потребует полчаса, а у меня нет столько времени".

5. Рекомендую составить список фраз на которые вы можете опереться в случае манипуляций. Возможно, даже заучить их наизусть. Например, "Понимаю, дело важное и срочное, но извини, не могу помочь, я очень занята сегодня вечером". Либо: "Мы продолжим, когда ты сможешь быть в диалоге, а не кричать на меня". Или: "Это твой выбор — так реагировать, но я не поменяю своего решения. Сожалею".

6. В общении с коллегой используйте "Я-высказывание".

Оно хорошо тем, что вы говорите о себе и своих чувствах и передаёте безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации. Например, "Мне не нравится, когда ты говоришь параллельно со мной, выслушай, пожалуйста меня, а затем говори, иначе я прекращу этот разговор".

Схема "Я-высказывания":

1. Что я чувствую.

2. Призыв к действиям или собственное намерение.

3. По поводу чего я это чувствую (факт или ситуация).

7. Важно помнить, когда вы говорите только «да» другим, соглашаясь вопреки своим ощущениям, вы постоянно говорите «нет» себе.

Рада была вам помочь!