Skip to main content Skip to search

 

 

Отчет о работе международной научно-практической конференции

«Специальное образование и социокультурная интеграция – 2023. Теория и практика подготовки специалистов в системе высшего дефектологического образования»

27-28 октября 2023 г. в г. Саратове состоялась международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2023. Теория и практика подготовки специалистов в системе высшего дефектологического образования». Организаторами конференции выступили Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования, кафедра логопедии и психолингвистики.

Конференция 2023 года является продолжением ставших уже традиционными ежегодных мероприятий, связанных с обсуждением актуальных вопросов развития дефектологической науки в регионе, нашей стране в целом. Но в этом году она посвящена особенно актуальной и значимой для вуза теме – теме подготовки кадров в системе высшего дефектологического образования.

Цель конференции – обобщение теоретического и практического опыта подготовки специалистов – бакалавров и магистров – в системе высшего специального образования в вузе, обобщение опыта послевузовской подготовки специалистов, наставничества и супервизии в деятельности учителей дефектологов, логопедов, рассмотрение опыта работы в инклюзивной образовательной среде, опыта социально-воспитательной работы, волонтерства в вузе на этапе подготовки специалистов.

Основными направлениями работы конференции были:

  • Научные, научно-методические и организационные аспекты подготовки учителей-дефектологов, логопедов в системе высшего образования. Бакалавриат и магистратура как две ступени высшего образования.
  • Опыт прошлого – залог успешной подготовки и профессиональной деятельности специалистов-дефектологов. Формы, методы и содержание практической подготовки обучающихся.
  • Послевузовское образование: содержание, формы, проблемы, перспективы. Наставничество, супервизия учителей-логопедов в современной образовательной ситуации. Региональный аспект в подготовке и деятельности специалистов.
  • Подготовка учителя-дефектолога, логопеда и их деятельность в инклюзивной образовательной среде, взаимодействию с другими участниками образовательного процесса в дошкольных и школьных учреждениях образования. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Формирование профессионально-личностных качеств у будущего специального педагога на этапе обучения в вузе. Среда университета, социально-воспитательная деятельность в вузе как условие подготовки специалистов. Адаптивные и ассистивные технологии и формы работы со студентами с ОВЗ в вузе.

В конференции приняли участие более двухсот человек. Среди них - представители профессорско-преподавательского состава из вузов Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Калуги, Криксвилла (США). Свои доклады на секциях заявили более 100 руководителей, педагогических и других работников реабилитационных центров, детских садов,  школ, медицинских учреждений из разных городов РФ.

Программа международной научно-практической конференции реализовывалась в разных форматах: пленарные и секционные заседания (27 октября 2023 г.); мастер-классы «Использование интерактивного оборудования в логопедической работе с обучающимися, имеющими ТНР (технологии, приобретённые в рамках проекта «Доброшкола»)»; «Дислексия. Миф или проблема? Как построить занятие с ребенком с нарушениями чтения»;  «Коррекция нарушений темпо-ритмической организации движений и речи у детей с нарушением зрения: комплексный подход специалистов к профилактике школьной неуспешности» (27 октября 2023 г.); конкурс студенческих научно-исследовательских работ (28 октября 2023 г.).

Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху».  15-16 октября 2021 г. https://old.sgu.ru/conference/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-3

 Открыл конференцию Раиль Мунирович Шамионов, доктор психологических наук, декан факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития. Он подчеркнул, что логопедическая наука в Саратовском университете имеет давние традиции, а в числе её зачинателей были В.И. Балаева и К.Ф. Седов. Традиционными стали в СГУ конференции под общим названием «Специальное образование и социокультурная интеграция».

 Со вступительным словом к участникам конференции обратился В.П. Крючков, доктор филологических наук, заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики Саратовского университета. Он отметил, что тематика конференции привлекла внимание свыше двухсот специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Оренбурга, Магнитогорска, Самары, а также зарубежных стран: Польши, Армении, Кыргызстана, Беларусии, Венгрии. В.П. Крючков подчеркнул также, что глобальная цифровизация предоставляет большие возможности в коррекционно-педагогической работе, но и порождает многие проблемы, решению которых призвана способствовать проходящая в СГУ конференция.

 Первое пленарное заседание открыла директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии А.А. Алмазова (МПГУ, Москва). Ее доклад был посвящен возможностям и перспективам развития специальной педагогики в цифровой среде.

 В докладе И.С. Горностаева, методиста отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное электронное образование» (Москва) был охарактеризован образовательный контент, адресованный в том числе учащимся с ограниченными возможностями здоровья различных возрастов.

 Информационно-коммуникационные и цифровые технологии в специальной педагогике в республике Казахстан были проанализированы в докладе К.Н. Даркуловой, доцента кафедры дошкольной и специальной педагогики Южно-Казахстанского государственного педагогического университета (Шымкент, Казахстан).

 Доклад Ж.А. Пайлозян, доктора педагогических наук, доцента кафедры логопедии и восстановительной терапии Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна (Ереван) был посвящен логопедическим аспектам билингвизма.

 Дизартрия как нарушение речи постоянно привлекает внимание специалистов по коррекции речи – медицинских работников, логопедов, дефектологов. Коррекции просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией был посвящен доклад Л.В. Лопатиной, профессора, заведующего кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

 Коррекция речевых нарушений невозможна без грамотно проведенной диагностики. Авторский взгляд на проблему формальных и содержательных аспектов логопедического обследования в докладе «Логопедическое обследование: в поисках оптимального варианта» представила О.Е. Грибова, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики (Москва).

 Логичным продолжением теоретических и методических изысканий российских специалистов в области логопедии был доклад польских коллег под руководством профессора Гданьского университета Станислава Милевского «Формирование языковой компетенции неговорящих с помощью программы “Mówik”». В докладе были рассмотрены практические аспекты применения данной речевой программы в обеспечении грамматико-лексической компетентности ребенка с нарушениями речи.

 Второе пленарное заседание открыл доклад Н.В. Микляевой, профессора кафедры дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета (Москва) «Цифровая образовательная среда в специальном и инклюзивном образовании».

 Использованию интерактивных технологий в комплексной реабилитации детей с когнитивными нарушениями было посвящено выступление Е.Е. Алексеевой, кандидата медицинских наук, заместителя главного врача Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области «Детский центр медицинской реабилитации» (Саратов).

 Данная проблематика, но уже применительно к образовательной деятельности, развивалась в докладе заместителя директора «Школы-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Саратова» (Саратов) С.Н. Поляковой «Использование информационных технологий в коррекционно-образовательной работе».

 В ходе второго пленарного заседания в докладе доктора психологических наук, профессора кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена С.Ю. Конратьевой (Санкт-Петербург) пристальное внимание было уделено проблеме профилактики дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекции имеющихся нарушений математического развития (дискалькулией).  

 Опытом коррекционно-педагогической работы в республике Беларусь поделилась Н.В. Крюковская, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики специального образования Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (Гродно, Беларусь).

 В докладе группы психологов и логопедов под руководством доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт РАО» Н.Л. Карповой (Москва) «Младшие школьники в разновозрастной группе семейной логопсихотерапии» были рассмотрены психологические и речевые особенности заикающихся младших школьников с позиций развития их общих способностей.

 Вопросам применения инновационных программ, их эффективности в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) было посвящено выступление О.И. Азовой, кандидата педагогических наук, директора центра «Логомед Прогноз» (Москва).

 Консолидация усилий, координация научно-методических аспектов деятельности специалистов в области комплексной реабилитации лиц с ОВЗ, диагностики, коррекции, восстановления и предупреждения речевых нарушений у детей и взрослых рассматривались в рамках работы 14 секций.

 Модераторами секций выступали преподаватели кафедры логопедии и психолингвистики и кафедры коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского университета.

 15 октября в рамках конференции был проведен круглый стол, на котором рассматривались национально-культурные особенности этносов и вопросы межэтнической коммуникации в молодежной среде. Модератором выступила доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ Т. Ф. Рудзинская.   

 Работу конференции 16 октября продолжил мастер-класс по диагностике и коррекции заикания, проведенный Е.Д. Бурмистровой - старшим преподавателем кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского университета, логопедом отделения реабилитации Саратовской областной детской клинической больницы.

Международная научная конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии», 11-12 октября 2019 года https://old.sgu.ru/conference/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-1

 В конференции приняли участие специалисты по формированию и коррекции речи - представители различных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Волгограда, Калининграда, Курска, Кирова, Омска, Томска, Воронежа, Оренбурга, Чебоксар, Сургута, Новосибирска, Ростова-на-Дону,Самары, Перми, Норилска, Черкесска, Казани, Саратова и Саратовской области. В конференции приняли участие около 200 чел.

 Открыл заседание заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики, доктор филологических наук В.П. Крючков.

  К присутствующим в зале обратился декан факультета ППиСО Р.М. Шамионов.

 Профессор, заведующий кафедрой логопедии филологического факультета Гданьского университета (Гданьск, Республика Польша) Станислав Милевски в своём видеообращении отметил как положительный факт заключение договора Гданьского университета и Саратовского университета в области логопедии, совместных исследований в области формирования коммуникативно-речевых компетенций.

 В рамках пленарного заседания заведующая кафедрой логопедии, директор Института детства Московского педагогического государственного университета А.А. Алмазова охарактеризовала приоритетные направления исследований в современной отечественной логопедии и прочитала затем лекцию на тему «Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи».

 Ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики О.Е. Грибова (Москва) в своем выступлении на пленарном заседании обратилась к актуальной научно-методической проблеме стандартизации логопедического обследования, а также в этот день прочитала лекцию «Дифференциальная диагностика форм речевых нарушений».

Сотрудник кафедры дошкольной и специальной педагогики Южно-Казахстанского государственного педагогического университета (Шымкент, Республика Казахстан) К.Н. Даркулова представила доклад «Логопедия в Казахстане: история и современное состояние».

Е.В. Бруно (Brighton, Colorado, USA) в своем докладе рассмотрела систему инклюзивного образования в государственных школах США.

 Сотрудники кафедры логопедии и восстановительной терапии Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна Ж.А. Пайлозян и Э.Р. Тадевосян подготовили доклад «Специфика логопедической работы в Школах международного бакалавриата (на примере Лицея Ширакаци)».

 Заместитель директора по консультативно-диагностической работе Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ, кандидат психологических наук А.В. Печерский представил деятельность психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 С темой «Раннее выявление и коррекция речевых расстройств у детей в условиях детского центра медицинской реабилитации» аудиторию познакомила кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части Детского центра медицинской реабилитации г. Саратова Е.Н. Алексеева.

 Заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики СГУ В.П. Крючков представил доклад «Кафедра логопедии и психолингвистики Саратовского университета: коммуникативно-речевые исследования».

 Заведующая кафедрой логопедии Российского государственного педагогического университета. доктор педагогических наук, профессор Л.В. Лопатина представила доклад на тему «Подходы к изучению и преодолению системной речевой недостаточности у детей», а также выступила с лекцией для специалистов-практиков и студентов по одному из самых сложных разделов логопедии – Дизартрии: «Дифференциальная диагностика нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией».

 Доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Л.Б. Баряева представила доклад «Сенсорная интегративная терапия: взгляд на проблему с позиций педагога», затем познакомила присутствующих с «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи с методическими рекомендациями: издательство «Просвещение», 2019 г.».

 В рамках конференции состоялся также мастер-класс врача-психотерапевта, семейного психолога, федерального эксперта Национальной родительской ассоциации С.В. Левита на тему «Семья: источник ресурсов и проблем», который также вызвал повышенное внимание участников-конференции.

 Работа конференции была продолжена в секциях.

 

 

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: теория и практика». 29 сентября 2017 г.https://old.sgu.ru/news/2017-10-11/na-fppiso-proshla-konferenciya-po-problemam-rechevogo

 К участникам конференции обратился с приветствием заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики В.П. Крючков. Декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р.М. Шамионов подчеркнул, что Саратовский университет имеет давние научные традиции исследования в области психологии, специальной психологии, дефектологии, психолингвистике, и эти традиции связаны с именами И.В. Страхова, К.Ф. Седова, В.И. Балаевой и других учёных.

 Плодотворной работы пожелала участникам Е. Бруно – выпускница факультета психолого-педагогического и специального образования, а в настоящее время – логопед в США, где она подтвердила высокую квалификацию логопеда-дефектолога и работает в системе логопедической помощи.

 Профессора кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена Л.Б. Баряева и Л.В. Лопатина выступили с докладом «Технологии альтернативной и дополнительной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья».

 С докладом «Речевой онтогенез и "чувство языка": методологический и методический аспекты» выступил заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики СГУ В.П. Крючков. 

 И.А. Верещагина, логопед-дефектолог Саратовского центра слуха и речи имени С.Л. Рудницкого, главный внештатный логопед Министерства здравоохранения Саратовской области, предложила участникам конференции доклад «Сурдопедагогика. Новые возможности развития детей с нарушением слуха в современном обществе».

 Заместитель директора по коррекционной работе школы-интерната № 1 для обучающихся по адаптированным образовательным программам С.Н. Полякова поделилась опытом работы с детьми с речевыми нарушениями, а также детьми-аутистами в школе-интернате.

 Логопед независимого школьного округа Ройс Сити, штат Техас, О.Ю. Михайлина-Джонсон представила сообщение о системе оказания логопедической помощи детям от рождения до окончания среднеобразовательных учреждений в США. 

«Современные направления онтолингвистических исследований и актуальные проблемы логопедической практики» были рассмотрены в докладе доцента кафедры логопедии и психолингвистики СГУ О.В. Кощеевой.

 Завершило пленарное заседание выступление доцента кафедры специальной психологии, руководителя лаборатории инклюзивного обучения СГУ М.Д. Коноваловой «Показатели коммуникативного развития обучающихся с нарушениями зрения».

 В рамках конференции была проведена лекция-семинар для учителей-логопедов и студентов профиля «Логопедия» профессора кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена Л.Б. Баряевой на тему «Примерные адаптированные программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

 Тематика секционных заседаний была актуальной и отражала широкий круг проблем. Рассматривались следующие вопросы: комплексный подход к анализу и коррекции речевых нарушений у детей и взрослых, специфика коррекционно-логопедической и восстановительно-реабилитационной работы в системе здравоохранения; современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений у дошкольников, проблемы дифференциальной диагностики; развитие речи, профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников; психологическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями; психологические аспекты речевого онтогенеза; формирование речевой компетенции будущих учителей технологии.

 На конференции присутствовали более 300 участников, с докладами выступили более 130 человек. Докладчики представляли различные регионы России: Саратов и Саратовскую область, Санкт-Петербург, Москву, Оренбург, Ставрополь, Краснодар, Казань, Чувашскую Республику, а также страны дальнего и ближнего зарубежья: США, Китай, Турцию, Азербайджан, Казахстан.