25-26 февраля 2021 года на базе факультета иностранных языков и лингводидактики состоялась ежегодная, тринадцатая по счету, Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации». На конференции было представлено 158 докладов учёных, студентов, магистрантов и аспирантов вузов России и Монголии. В число российских участников вошли гости из Москвы, Пензы, Магнитогорска, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга и Красноярска. Кроме того, 19 докладов было представлено в рамках заседания секции «Первые шаги в науку» начинающими исследователями, учащимися ДОУ и школ г. Саратова и Энгельса.
Программа конференции включала в себя пленарное заседание и работу 9 секций. Встречи проходили на площадках Саратовского университета и Саратовской государственной юридической академии. Работа большинства секций была организована либо в дистанционном формате на платформе GoogleMeet, либо в смешанном формате. Участники обсуждали доклады, посвящённые актуальным проблемам современной лингвистики, различным аспектам преподавания иностранных языков, лингвокультурным, лингвокогнитивным и социолингвистическим аспектам коммуникации.
В первый день конференции прошло пленарное заседание.
Церемония открытия началась с приветственного слова декана факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ С.А. Шиловой. Светлана Алексеевна поблагодарила участников конференции за проявленное ими внимание к научному форуму. Она отметила, что проведение научно-образовательных встреч такого формата способствует обмену мнениями между учеными и педагогами, поддержанию связи между наукой и практикой, вносит вклад в улучшение процесса научных исследований. Заместитель декана по научной работе и международным связям М.В. Золотарёв также обратился к участникам и пожелал им плодотворной работы. Михаил Владимирович подчеркнул, что конференция «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» проводится уже в тринадцатый раз. На протяжении всего этого времени для организаторов и участников конференции, несомненно, важным было слово, вынесенное в заглавие этого научного форума, а именно «коммуникация». Диалог особенно важен для научного взаимодействия, поэтому настоящая конференция всегда была (и остается такой и ныне) платформой для обмена опытом и идеями не только между учеными из разных регионов России и зарубежья, но также и платформой для диалога поколений, ведь свои исследования представляют и молодое поколение в лице студентов и магистрантов.
Председатель оргкомитета конференции, заведующая кафедрой английского языка и методики его преподавания, Г.А. Никитина выразила признательность гостям, преподавателям вузов и школ г. Саратова, а также участникам из других городов и стран за активную работу в дистанционном и очном форматах.
В рамках пленарного заседания Г.А. Никитина представила обзор основных подходов в современной науке к понятию компетентностной подготовки будущего педагога. Галина Александровна провела параллели между требованиями к результатам обучения, представленными в ФГОС ВО, и надпрофессиональными компетенциями, так называемыми гибкими навыками, а также специальными профессиональными компетенциями учителя. В результате была представлена компетентностная модель современного педагога.
Развивая тему компетентностной подготовки в вузе, С.А. Шилова и Д.А. Алексеева рассказали о взаимосвязи системы универсальных компетенций, прописанной в учебных планах реализации дисциплин согласно ФГОС ВО 3++, с разработанной в 2019 году исследовательским центром при Кембриджском университете системой жизненных компетенций, формирование которых является метапредметной задачей и обеспечивает успешную интеграцию выпускников в социальном и профессиональном плане.
Еще два доклада были посвящены лингвистическим проблемам. Л.А. Бушуева, доктор филологических наук, доцент кафедры зарубежной лингвистики Нижегородского госуниверситета представила доклад, посвященный фрейму поступка «измена» и его эвфемистической репрезентации в английской лингвокультуре. С.П. Хижняк, доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков СГЮА, рассмотрел особенности межкультурной коммуникации юристов с точки зрения лингвистики, лингводидактики и теории и практики перевода английского языка.
По словам организаторов конференции, доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, вызвали живой интерес у присутствующих. В ходе обсуждения между выступающими развернулась плодотворная дискуссия.
Наряду с работой традиционных секций, ещё одной формой работы конференции стала секция «Первые шаги в науку», в которой приняли участие школьники Саратова и Энгельса. Работа с начинающими исследователями, нацеленная на раннее формирование интереса к поисковой научной деятельности, проводится в рамках конференции уже второй год. В 2021 году самой юной участницей стала Аня Рыбакова, воспитанница МДОУ ЦРР – детский сад №35 «Фантастика». Аня рассказала о традициях и культуре Ирландии. Остальные участники рассказали о самом широком круге проблем, начиная от жаргонизмов в речи младших школьников и особенностях языка геймеров, и заканчивая реализацией репрезентационной функции дискурса сети Инстаграмм и иноязычными заимствованиями в английском языке в историческом аспекте. Большинство докладов самых юных участников конференции были представлены на английском языке.
Две секции были посвящены докладам студентов и магистрантов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ. В рамках заседании секции на базе СГЮА под председательством доктора филологических наук, профессора А.А. Зарайского были освещены проблемы исследования юридического и экономического типов дискурса в английском и русском языках.
По материалам конференции в конце учебного года планируется публикация сборника научных статей, который имеет регистрацию в наукометрической базе РИНЦ, а также размещение публикаций в электронной библиотеке Киберленинка.