С 14 по 25 августа в Севастополе на базе Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» при содействии Севастопольского государственного университета проходила Молодежная экспедиционная школа «Крымская кругосветка: цифровая эра», в которой приняли участие и 6 студентов Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета, специализирующихся по кафедре истории древнего мира.
Основная задача мероприятия – познакомить студентов с работой археологов Херсонеса и Севастопольского государственного университета, осветить научные достижения, продемонстрировать новейшую материально-техническую базу, без которой археологическая наука на современном этапе не может существовать. В работе Школы приняли участие студенты из Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара, Тулы, Санкт-Петербурга и Саратова, саратовская делегация была самой представительной. Проект был реализован при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь).
Символично, что Школа стартовала именно в День археолога: в тот же день ее участники посетили международную конференцию «Сокровища Южного пригорода Херсонеса Таврического» и побывали на одноименной выставке в музее, где смогли увидеть уникальные находки из последних раскопок Херсонеса. За десять дней мероприятия студенты изучили самые современные методы цифровой археологической фиксации, а также способы анализа цифровой информации, получаемой в ходе археологических работ. Специалисты Херсонесского музея наглядно продемонстрировали участникам основы работы с тахеометром, 3d-сканером, электротомографом, а также провели мастер-классы по археологическому рисунку и реставрации античной керамики, найденной при раскопках Южного пригорода Херсонеса. Отдельно было проведено и занятие по подводной археологии, где студенты узнали особенности работы исследователей в нетипичных для большинства археологических экспедиций условиях. Особое место было выделено для обработки полученных в ходе исследований данных – участники школы освоили основные инструменты программ по построению 3d моделей находок и раскопов, созданию чертежей на основе тахеометрической съемки.
Безусловно, за чередой новых методов и технологий в археологии не мог остаться незамеченным и сам Херсонес. В ходе Школы студенты смогли не только познакомиться с основными вехами истории Херсонеса и его ближней хоры, но и прикоснуться к этим удивительным памятникам. Участникам удалось приобщиться и к еще ведущимся исследованиям территории Херсонеса – раскопкам Южного пригорода, где сегодня археологами со всей страны ведутся беспрецедентные по масштабу и уровню работы.