Skip to main content Skip to search

Гусева
Наталья
Васильевна

Доцент
Образование: 
Новокузнецкий государственный педагогический институт, г. Новокузнецк, 1986 г., учитель русского языка и литературы, квалификация "учитель"
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат педагогических наук, Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы, 2005 г.
Учёное звание: 
доцент русского языка и методики его преподавания, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2010 г.
Научные интересы: 
«Методика преподавания русского языка»
«Культура речи»
«Русский язык»
«Языковые контакты»
«Речевой онтогенез и дизонтогенез»
Общий стаж: 
38 лет
Стаж по специальности: 
38 лет
Работа в университете: 
Доцент, Кафедра логопедии и психолингвистики, с 2019 по н.в.
Трудовая биография: 

1986-1988гг.: учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ № 16 г. Прокопьевска

1988-1992гг.: учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ № 2 г. Новокузнецка

1992-2005г.г.: преподаватель русского языка и литературы Новокузнецкого педучилища № 1

2005-2007г.г.: доцент кафедры общей и детской психологии Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка

2009-2012г.г.: заведующий кафедрой специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка

2012-2017г.г.: доцент кафедры специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка

2017-2019г.г.: доцент кафедры специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения НФИ КемГУ г. Новокузнецка

с 2019 по наст. время:  доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Биографический текст: 

Учителя:

Арфузова Т.Б., к.ф.н., доцент

Балакай А.Г., д.ф.н., профессор

Вершинина Г.Б., д.пед.н., профессор

Преподаваемые дисциплины: 
Методика преподавания русского языка (специальная)
Русский язык с основами языкознания
Риторика
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
Техника речи
Основы речевой культуры дефектолога
Основы этно-и социолингвистики
Основные научные публикации: 

Основные научные и научно-методические статьи 

Статьи в других журналах и сборниках

Формирование просодической стороны речи у младших школьников со стёртой дизартрией на занятиях по логоритмике // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: сборник научных материалов всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк 2020г.) / Н.Е. Разенкова (главный редактор) и др. – Осинники,  Кемеровская обл.,: ИП Бакланов Г.В.,  2020.- С. 170-175. (в соавт. с А.А. Астапенко)

Компьютерные презентации как средство обогащения словарного запаса детей младшего школьного возраста с тяжелым недоразвитием речи// Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: сборник научных материалов всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк 2020г.) / Н.Е. Разенкова (главный редактор) и др. – Осинники,  Кемеровская обл.,: ИП Бакланов Г.В.,  2020.- С. 279-285. (в соавт. с А.С. Никуличева)

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: сборник научных материалов всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк 2020г.) / Н.Е. Разенкова (главный редактор) и др. – Осинники,  Кемеровская обл.,: ИП Бакланов Г.В.,  2020.- С. 275-279. (в соавт. с Л.В.Насонова)

Формирование навыков словоизменения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка //Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации : сборник научных материалов всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк 2020г.) / Н.Е. Разенкова (главный редактор) и др. – Осинники,  Кемеровская обл.,: ИП Бакланов Г.В.,  2020.- С. 317-321. (в соавт. с Н.Н. Чечендаева)

Воспитание голосовой функции студентов-логопедов в рамках изучения дисциплины «Постановка голоса и выразительность чтения»  Материалы V Международной научно-практической конференции(6-7 декабря 2018 года) // Проблемы теории и практики постановки голоса./ Под общей редакцией А.В. Филиппова, Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой – Саратов: «Саратовский источник», 2019 г. – С. 30-35.

Формирование фразеологического словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения // Сборник научных материалов «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации» - Осинники, Кемеровская обл.,: ИП Бакланов Г.В., 2018.-  С.287-293. (в соавт. с Ю.Р. Мовчан)

Методические аспекты развития речевых способностей будущих педагогов // Сборник научных статей «Психология развития и психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах в современных социокультурных условиях» /НФИ Кемеров.гос.ун-т. – Новокузнецк: «Союз писателей», 2017.  С.146-155 - Код доступа: http://platina-knig.ru.

Развитие творческих способностей студентов в процессе освоения курса «Постановка голоса и выразительности чтения //Международ.. научно-практич. конф. 3 октяб. 2016 г./ «Новое слово в науке и образовании» (том 2); отв. ред. А.И. Вострецова. – Минск, 2016.- С.242-245.

Использование дидактических игр во внеурочной деятельности в рамках курса «Развитие речи» //Всероссийская научно-практическая конференция «Детство, открытое миру» / ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (25 февраля 2016 г.), С.242-245.

Методические аспекты изучения дисциплины «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» // XI Международная научная конференция «Специальное образование», С-Петербург, 22-23 апреля 2015 г., Том II, С.92-95

Формирование здоровьесберегающей компетентности будущих учителей-логопедов при изучении курсов «Техника речи», «Постановка голоса и выразительности чтения» //Приоритеты развития высшего образования России: Сборник материалов научных и методических трудов научно-педагогических работников. В 4-х ч. – Ч.1 Современные тенденции развития высшего образования.  – Новокузнецк: Издательство  КузГПА, 2014. – С.319-325.

Овладение профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе изучения курса «Техника речи». //Специальное образование: материалы X Международной научной конференции, 23-24 апреля 2014 г./ под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. – Т.1 – С.43-46.

Организация самостоятельной работы студентов-дефектологов при изучении курса «Техника речи». // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: Сборник научных трудов по материалам Международной  научно-практической конференции 30 апреля 2014 года в 11 частях. Часть 8 – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С.36-38.

Монографии и учебные пособия:

1. Гусева Н.В.Практикум по технике речи. Часть I: Учебно-методическое пособие. -  Москва: Издательство «Перо», 2021. 60 с. –  Мб. [Электронное издание]

2. Гусева Н.В.,Колмогорова М.В. Обучение письму и работа над каллиграфией - Рабочая тетрадь по методике преподавания русского языка (специальной) для студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения профилей "Логопедия".-  Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2019  – 52 с., в соавт. с Колмогоровой М.В.

3. Гусева Н.В.Постановка голоса и выразительности чтения.  Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения профилей "Логопедия". - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2016. – 194 с.

4. Гусева Н.В.Русский язык с основами языкознания: сборник контрольных вопросов и заданий для семинарских и практических занятий студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения профилей "Логопедия". Практический курс. Учебно-методическое пособие. -  Новокузнецк: РИО Куз-ГПА, 2008.-170 с.

5. Гусева Н.В.Культура звучащего слова. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения профилей "Логопедия". - Новокузнецк: РИО Куз-ГПА, 2008. - 92 с.

Участие и организация конференций: 
Всероссийская научно-практическая конференция «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации». , Новокузнецк, Россия, 2020 г., статус участия - участник.
V Международная научно-практическая конференция « Проблемы теории и практики постановки голоса». , г.Саратов, Россия, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Психология развития и психолого-педагогическое сопровождение личности на разных возрастных этапах в современных социокультурных условиях». , Новокузнецк, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке и образовании». , Минск, Беларусь, 2016 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Детство, открытое миру». , Омск, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Повышение квалификации: 
Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», 2020 г.
Курс по программе повышения квалификации: Зимняя школа преподавателей «Современные педагогические технологии» , г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2015 г.