-
Цель изучения дисциплины
Формирование представления о пожилых людях как особой социально-демографической общности, обладающей специфическими свойствами, а также практиках ее социальной поддержки. Задачи изучения дисциплины:
• раскрыть содержательное наполнение ключевых понятий курса: старость, старение, пенсионный статус, социальное исключение, дискриминация по возрасту, стареющее общество, геронтологическое направление социальной политики;
• познакомить студентов с содержанием основных исследовательских социогеронтологических стратегий;
• показать контекстуальные особенности социального восприятия старости;
• идентифицировать практики социальной поддержки пожилых людей;
• дать характеристику общедемографической тенденции постарения населения и определить социальные проблемы стареющего общества;
• выделить особенности гендерных отношений в стареющем обществе.
Содержание дисциплины
1. Тематическое поле современной геронтологии
2. Понятийный и категориальный аппарат социальной геронтологии
3. Социально-демографические аспекты старения
4. Системные механизмы развития и старения. Фазы и законы геронтогенеза
5. Личность старого человека
6. Социальные установки и экспектации в отношении пожилых людей: историко-культурологический анализ
7. Система символизации старости в культуре
8. Социальная инфраструктура помощи и поддержки пожилых людей
Формируемые компетенции
ПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
Знать: специфику сознания и поведениястаршей возрастной группы общества; изменения мотивационно-потребностной сферы пожилого человека.
Уметь: использовать полученные теоретические и практические знания для проведения анализа факторов риска в повседневной жизни пожилого человека; подобрать оптимальные меры социальной помощи иподдержки.
Владеть: навыками поиска и сбора социологической информации о мерах социальной поддержки и государственной социальной помощи.
Формы
промежуточного контроля знаний
Устный опрос, реферат, доклад, тестирование, эссе, круглый стол
Форма итогового контроля знаний
Зачет