Цель изучения дисциплины |
Знакомство студентов с наиболее значимыми теоретико-методологическими аспектами социальной работы с пожилыми людьми, с основными проблемами организации и планирования мер социальной политики в отношении людей пожилого и старческого возраста. |
Содержание дисциплины |
1. Пожилые люди как особая социальная группа 2. Демографическое старение 3. Отношение к старости в исторической ретроспективе. 4. Старость как социальная проблема. Формирование системы социальной поддержки пожилых людей. 5. Модели старости: традиционная и современная 6. Теории старения 7. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых граждан 8. Пенсионное обеспечение пожилых граждан 9. Государственные и общественные организации, оказывающие поддержку пожилым людям. 10. Проблема одиночества в позднем возрасте. 11. Активная старость. 12. Ресоциализация пожилых людей 13. Технологии социальной работы с пожилым людьми 14. Социальное обслуживание пожилых людей в стационаре и на дому. 15. Проблема длительного ухода за пожилым человеком. 16. Этика общения социального работника с клиентами пожилого возраста. |
Формируемые компетенции |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины |
Знать: нормативные правовые акты РФ, регламентирующие социальную работу с пожилыми людьми; критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов, техники общения с людьми старшего возраста, методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности, основные принципы подбора методов социальной помощи; методы планирования деятельности по предоставлению социальных услуг; знать нормативную документацию, методики профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании; алгоритмы формирования направлений социальной поддержки пожилых людей; Уметь: применять методики мониторинга и оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи; работать с нормативной и служебной документацией; планировать деятельность по предоставлению социальных услуг; формировать комплекс мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента, осуществлять социальный патронат, разрабатывать программу оказании медико-социального патронажа. создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации инвалидов; Владеть: навыками экспертной диагностики и оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц с ОВЗ, навыками оформление документации в соответствии с задачами социальной защиты инвалидов, навыками мониторинга оценки эффективности реализации мероприятий социальной работы с пожилыми людьми; навыками планирования деятельности по предоставлению социальных услуг, навыками принятия компетентных решений в сфере социальной защиты пожилых людей; навыками организации различных мероприятий в рамках социального обслуживания пожилых людей. |
Формы промежуточного контроля знаний |
Устный опрос, реферат, доклад, конспектирование научных работ, презентация |
Форма итогового контроля знаний |
Зачет |