Научные изыскания сотрудников кафедры связаны с разработкой проблем основного направления научных исследований ФГБОУ ВПО «Саратовский университет имени Н.Г.Чернышевского»: «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности: системно-диахронический подход» (ведущий ученый – д.пс.н., проф. Р.М. Шамионов). Развивая данное направление, сотрудники кафедры особое внимание уделяют исследованию проблем социализации личности (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, И.Е. Гарбер, М.А. Кленова, Т.Ю. Фадеева); психологии субъекта в образовательном пространстве (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, Т.Л. Больбот, А.Р. Вагапова, А.А.Голованова, Т.Ю. Фадеева); субъективного благополучия личности в этнопсихологическом ракурсе (Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова); социальной активности молодежи (Р.М. Шамионов, А.К. Акименко, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, М.А. Кленова); психологии рисков в образовательных системах (Р.М. Шамионов, И. В. Арендачук, А. А. Голованова); формирования социальных представлений и их роли в регуляции социального поведения личности и группы (Р.М. Шамионов, А.К. Акименко, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, Т.Ю. Фадеева); психолого-педагогического сопровождения личности в разных условиях и на разных этапах образования (Р.М. Шамионов, А.К. Акименко, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, Т.Л. Больбот, А.Р. Вагапова, А.А. Голованова, М.А. Кленова, Т.Ю. Фадеева).
Выполнена серия исследований в рамках НИР, поддерживаемой грантами:
РГНФ 2014-2016: (проект 14–06–00250а) «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ», руководитель - Р.М. Шамионов; исполнители: Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова.
РГНФ 2012-2013: «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности», руководитель - Р.М. Шамионов; исполнители: Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, М.А.Кленова.
«Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы" №14.В37.21.1009; 2012-2013, руководитель - Р.М. Шамионов; исполнители: И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова, М.А. Кленова.
Результаты научных исследований преподавателей кафедры за последние годы (2012-2016) представлены на страницах ведущих журналов из перечня, рекомендованных ВАК - 56; Web of Science, Scopus – 12; РИНЦ – 87; на обсуждение участникам зарубежных (Китай; Турция; Франция; ЮАР, Кейптаун), международных и всероссийских конференций – более 40. Опубликованы монографии - 6, научно-методические пособия - 18. Средний Индекс Хирша сотрудников кафедры (2016) – 5.
Р.М. Шамионов, И.Е. Грабер, Е.Е. Бочарова являются членами международной ассоциации кросс-культурной психологии (International Association Cross-Cultural Psychology, IACCP is affiliated with the International Union of Psychological Science (IUPsyS)
C 2007 г. кафедра является инициатором организации и проведения международных конференций с привлечением авторитетных ученых России и зарубежья (ноябрь, 2007; октябрь, 2009, октябрь, 2014), вызвавшие широкий отклик со стороны научной общественности. Итоги конференции были опубликованы в журнале «Вопросы психологии» 2008 (1), 2014 (6); «Психологический журнал» 2008 (4); «Психология обучения» 2014 (11); «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития» 2014 (3, 4).
C 2008 г. под патронатом кафедры выходит в свет научный журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития». В состав редакционной коллегии серии журнала, возглавляемой профессором Р. М. Шамионовым, входят доцент Е. Е. Бочарова (ответственный секретарь), профессор И. Е. Гарбер (член редколлегии), доцент И. В. Арендачук (член редколлегии). С 2015 года решением Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертационных исследований на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. В рейтинге SCIENCE INDEX за 2015 год по тематике «Психология» журнал занимает 19 место (0,449).
Профессиональная реализация сотрудников кафедры направлена на развитие личностных и социальных ресурсов человека, повышение его адаптационных возможностей, оптимизацию деятельности научных и образовательных коллективов, организаций разного уровня, а также жизнедеятельности больших социальных групп (этнических, конфессиональных, профессиональных и др.):
Педагогический семинар «Образовательные технологии современного учителя» с участием декана факультета обществознания университета в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), доктора Мухаммад Хашим; религиозных деятелей из Пензенской, Ульяновской и Саратовской областей, Республики Мордовия, представителей власти, православной церкви и общественных организаций Саратовской губернии (доцент А.Р. Вагапова, 2014);
Круглый стол «Противодействие терроризму и экстремизму: информационно-правовые, организационно-технические, культурно-образовательные аспекты», посвященный 11-й годовщине образования Национального антитеррористического комитета – координатора общегосударственной системы противодействия терроризму (доцент М.А. Кленова, 2017); Конкурсный проект «Я и окружающий меня мир» по профессиональной ориентации учащихся под патронатом Саратовской областной думы (доцент А.Р. Вагапова, 2013);
Организация и проведение семинаров в рамках университетского психолого-педагогического проекта «Школа будущего» «Как понять ребенка» «Как понять родителей» (А.Р. Вагапова, А.А. Голованова, Т.Ю.Фадеева; 2016).
Обеспечение психологической составляющей терапевтического процесса, выполненного в условиях Всероссийской Программы «Системная семейная терапии логоневроза по методу Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Карповой». Разработаны рекомендации и индивидуальные коррекционно-развивающие «маршруты» для 40 семей-участников программы (доцент А.К. Акименко, 2016);
Районное родительское собрание на тему: «Семья – колыбель духовного рождения человека» на базе МОУ «СОШ № 103» г. Саратов (доцент А.Р. Вагапова, 2016);
Серия обучающих семинаров и психологических тренингов для сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение» «Инновационные технологии психодиагностической и коррекционной работы с детьми и подростками», «Профилактика профессионального выгорания», «Точки опоры: взаимоподдержка и вера в успех»; для воспитанников: «В мире с собой и с миром» (доцент А.Р. Вагапова, доцент А.К. Акименко; 2015, 2016, 2017);
Тематические встречи, семинары и консультации по проблеме: обеспечения психологической поддержки пациентов в трудной жизненной ситуации (доцент А.К. Акименко, 2016); профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ (доцент Т.Ю. Фадеева, доцент А.А. Голованова; 2014, 2015, 2016);
Разработка и проведение блока «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе» программы повышения квалификации «Проектирование и организация современного образовательного процесса в начальной школе» для учителей школ г. Саратова и г. Энгельса (на базе ИДПО СГУ) (доцент И.В. Арендачук);
По инициативе заведующего кафедрой социальной психологии развития и образования профессора Р.М. Шамионова для преподавателей и студентов регулярно проводятся информационные семинары, лекции, мастер-классы ведущих психологов России и зарубежья: доктор психологических наук профессор, член-корреспондент В.И. Панов (Психологический институт РАО); доктор психологических наук профессор В.В. Знаков (Институт психологии РАН); доктор психологических наук, профессор В.А.Толочек (Институт психологии РАН); доктор психологических наук, профессор Г.В. Акопов (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара); доктор психологических наук, профессор В.А. Янчук (Академия последипломного образования, Минск, Беларусь); доктор психологических наук, профессор Н.И. Леонов (Удмуртский государственный университет, Ижевск).
Под руководством преподавателей кафедры студенты активно участвуют в научных и профессиональных конкурсах, олимпиадах, проектах. Неоднократно студенты являлись победителями конкурсов Оксфордского стипендиального фонда и гранта Стипендии Президента РФ.
Профессорами Р.М. Шамионовым и И.Е. Гарбером осуществляется руководство аспирантами по психологическим наукам.