О прямых трансляциях на YouTube
– На сегодняшний день в моем арсенале пять лекций по дисциплинам «Химические источники тока», «Физические методы исследования состава и структуры веществ», «Физическая химия» (не только для химиков, но и для студентов юридического и биологического факультетов) и четыре практических занятия.
Все они проводятся по расписанию в форме онлайн-трансляций на «YouTube», с обратной связью в чате. Видеотрансляции доступны студентам и после проведения лекций и занятий. Идея использовать именно этот сервис появилась потому, что он не ограничивает число участников и позволяет в течение 12 часов проводить трансляцию бесплатно, в то время когда другие приложения предлагают это делать за плату. Единственный недостаток в том, что не видно самих слушателей и собеседников, но это компенсирует чат, который следует параллельно трансляции, студенты имеют возможность задать вопросы в письменной форме и получить на них ответы. Запись сохраняется, это позволяет вернуться к материалу спустя какое-то время. Недостаток – слабая обратная связь. Поэтому мы пошли на эксперимент – сами ученики при необходимости могут устраивать трансляции и решать задачи небольшими группами. К последней моей лекции для биологов в сети присоединилось 60–65 человек. Кстати, преподавателю можно контролировать число слушателей, знать, кто присутствует на лекции, кто задаёт вопросы.
В процессе виртуальной лекции идёт и презентация слайдов, и сам лектор на экране демонстрирует последовательность решения тех или иных задач. Я уже несколько лет сопровождаю свои лекции презентациями, поэтому к такой дистанционной форме работы был готов. На подготовку лекции в удалённом формате уходит около часа. К практическим занятиям приходится дольше готовиться. То, что раньше легко объяснял у доски, нужно донести с помощью программных средств.
Сегодня я контактирую в сетях более чем с сотней студентов. Сервис «YouTube» позволяет сделать трансляцию либо закрытой, либо открытой. Студентам этот ресурс тоже понравился, потому что они привыкли смотреть подобные трансляции, правда, не образовательного характера, а, скорее, игрового и развлекательного. Сейчас им всё в новинку, интересно подобным образом получать знания. Для контроля даю ребятам задания и свои решения они присылают мне на электронную почту. Работы, конечно, прибавилось, так как практические занятия в обычном формате не требуют такой тщательной подготовки, как в нынешних условиях. Но если первое время всё казалось новым, не совсем привычным, то на пятой лекции я уже почувствовал себя вполне уверенно.
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.