Новые стандарты: искать и развиваться
– Всем нам пришлось очень быстро адаптироваться в новых условиях. Изменился формат взаимодействия участников образовательного процесса: исчезли привычные лекции, семинары. Как бы разнообразны они ни были по форме, по тематике, это был стандартный, годами отработанный вариант.
Надо отдать должное тому, что многие образовательные площадки и вузы на период самоизоляции сделали доступными существующие у них учебные курсы. Конечно, появилась проблема, связанная с тем, что какие-то дисциплины дублировались / были идентичными, в то время как другие создавались под специфику направления подготовки, и перевести их на формат модульной подготовки в онлайн-режиме другого вуза было практически невозможно.
Во время дистанционного обучения нам стали доступны различные библиотечные системы, студентам нужно было только пройти процедуру регистрации, и практически любая книга была в открытом доступе. Лично мне больше понравилась электронная библиотечная система ЭБС IPR BOOKS (но, возможно, это вопрос привычки). Я советовала студентам: пользуйтесь случаем почерпнуть на будущее эти знания для себя.
Благодаря видеохостингу YouTube применяла видеолекции по дисциплине «Социальная психология» (МГУ, ВШЭ) и видеолекции российского социолога В. Вахштайна (МВШСЭН), посвящённые проблемам современного образования в рамках реализуемого курса «социология образования». Студентам особенно понравились видеолекции Высшей школы экономики, где в очень сжатой форме (буквально за 15–20 минут) с помощью визуализированных схем и таблиц передавалось сущностное содержание тех тем, которые можно было раскрывать полтора часа. Ребята просили подготовить для них дополнительную подборку лекций этих авторов, с учётом специфики их направления («социальная работа», «социология», «государственное и муниципальное образование», «организация работы с молодёжью»). Видимо, новое поколение действительно лучше воспринимает информацию визуально. А вот развёрнутый цикл лекций, подготовленный МГУ, им труднее дался, так как формат лекций оказался более «тяжеловесным», академическим, поскольку их читает мэтр и классик отечественной социальной психологии Г.М. Андреева (без предварительной подготовки и знаний из смежных дисциплин усваивать эти лекции тяжело).
В рамках курса «социология образования» также предлагала ребятам анализировать подборки научных публикаций, посвящённых проблемам дистанционного обучения (они сейчас стремительно появляются в электронной печати). В частности, по таким темам, как роль учащегося, учителя, преподавателя в новых условиях; соотношение дистанционного обучения и самообразования.
У платформы «Открытое образование», на которой ранее в целях самообразования и получения опыта цифрового образования прошла обучение по нескольким дисциплинам, переняла вариативный формат оценочных средств для реализации индивидуального обучения. Для того чтобы осуществить срез знаний, понять, насколько студенты восприняли, переработали, пропустили через себя и адаптировали информацию, я применяю самые различные формы, но преимущественно синтезирую метод кейсов с эссе. Я также веду ещё две дисциплины, касающиеся социальной сферы, – «социальные технологии работы с молодёжью» и «профилактика девиантного поведения молодёжи». В ходе изучения тем данных курсов ребята в своих эссе прорабатывали конкретные проблемные ситуации, моделировали варианты своего поведения, предполагая будущую профессиональную деятельность.
Судя по содержанию эссе по социологии образования (задание: анализ состояния дистанционного обучения), сами студенты хотели бы поскорей вернуться в формат аудиторной работы. У них очень много заданий от разных преподавателей, обычно так напряженно и плодотворно они работали только в период сессии. А сейчас нужно выполнять задание за заданием – в еженедельном режиме. «Мы уже хотим выдохнуть!» – жалуются они. Признаются, что было особенно сложно первые две – три недели, когда нужно было элементарно менять собственный распорядок дня и режим работы или делить ПК/ноутбук с кем-то из членов семьи, опять же устанавливая «графики работы».
Для связи мы пробовали разные инструменты – в процессе ушли от Skype на Zoom, так как в последнем больше технических возможностей (демонстрация экрана позволяет работать с презентациями, доску можно использовать для приёма зачётов и экзаменов). Я преподаю преимущественно на 3 и 4 курсах. Общаемся со студентами группами по 10 человек. На видеоконференции присутствуют практически все (исключение 1–2 человека по причине сложных жизненных или семейных обстоятельств или проблем с Интернетом), и ребята счастливы видеть друг друга и общаться таким образом. Хочу заметить: что в формате аудиторной работы, что в формате интерактивной – видно сразу, кто и что из себя представляет как участник образовательного процесса.
Для сдачи экзаменов и защиты курсовых работ мной запланировано использование платформ IpsilonUni, Zoom и сервиса «Юрайт. Экзамены». Для собственной адаптации осваивала образовательные курсы и вебинары образовательной платформы Юрайт (например, возможности использования Zoom для реализации образовательного процесса и проведения сессии).
Сегодня у нас на платформе Zoom успешно прошли первые защиты курсовых работ в группе из 12 человек на 3 курсе по направлению «Организация работы с молодёжью». Активная дискуссия продолжалась четыре часа. Мы также обсудили, как будет проходить экзамен: часть в формате тестов и часть с выбором билета (на доске Zoom студенты будут набирать свой ответ на вопрос, я в режиме галереи увижу, кто какой текст, какого качества и как быстро набирает).
Дистанционное обучение я рассматриваю как вынужденную необходимость. Вместе с тем понимаю, что оно подталкивает нас к движению вперёд, развитию и совершенствованию. Любая адаптация всегда болезненная, тем более с учётом того, что неожиданно сложившаяся ситуация заставила нас стремительно корректировать собственные планы, да и всю свою деятельность. Всем сегодня недостаёт общения. Обратная связь для многих ребят проблематична, так как не все готовы работать и раскрываться в этом формате. Кому-то проще воспринимать информацию на слух, а кому-то визуально. Один плохо работает с тестами и кейсами, а другой – с эссе. Кому-то лучше всего удаётся презентация «Печа-Куча». Пытаться всех усреднить или сделать универсальным – не лучший вариант. Можно упустить ребят, которые могут реализовать себя в каких-то неожиданных и специфических видах деятельности. Надо чередовать формы среза знаний, постоянно трансформировать и синтезировать их. Для себя я решила, что буду пересматривать фонд оценочных средств, менять их в сторону максимально большей вариативности.
Однозначно для себя буду продолжать учиться на всевозможных площадках. В планах на лето – летняя школа преподавателя 2020 на платформе Юрайт; в планах на будущее – разработка реализуемых электронных курсов в системе Moodle (для собственного резерва), которые дают больше пространства и преподавателю, и студенту.
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.