Неожиданный эффект дистанционки
Старший преподаватель
Кафедра материаловедения, технологии и управления качеством
– На первом этапе дистанционного обучения мы создали совместно со старостами групп отдельный чат во «ВКонтакте» для общения с каждой группой по каждой дисциплине. Внутри групп выложили необходимые для освоения дисциплин материалы и задания, в соответствии с учебными программами. Часть материала – в виде лекций-презентаций, которые проводились с использованием платформы Zoom. А позднее, по мере освоения новых интернет-ресурсов, и Google Meet. Поначалу было сложно с лекциями, так как не по каждому предмету были подготовлены дополнительные материалы для презентации в режиме онлайн, хотя сразу стало очевидным, что это очень удобно.
В Zoom из-за ограничений на бесплатном аккаунте приходилось через каждые полчаса прерываться, но и к этому приспособились – делали небольшой перерыв, снова подключались и продолжали занятие. Были проблемы с виртуальной доской, чтобы писать формулы, показывать, как решать задачи. Я создавала и рассылала вордовские файлы, и в них последовательно разворачивала процесс решения задачи, при этом оставляла место для ответов студентов. Давала практические занятия – индивидуальные и групповые. И самое главное – поняла, что необходимо устанавливать четкие сроки для выполнения заданий, так как большинство студентов делали это с опозданием. Для контроля по некоторым дисциплинам применяла тестирование (тесты создавала на базе Google Форм), дополнительные творческие задания.
Сложнее было построить сдачу отчётов по лабораторным работам по метрологии, стандартизации и сертификации для студентов шести групп 2 и 3 курсов. Работы связаны с изучением таких понятий, как поверка и калибровка измерительных приборов, с изучением нормативных документов. Ребята самостоятельно изучали дома свои счётчики – какой у них класс точности, когда должна быть дата следующей поверки. Также они смотрели, какая маркировка стоит на покупаемых ими товарах. Общались мы с ними в режиме онлайн-видеоконференции через Zoom и Google Meet. Фото выполненных письменно лабораторных работ студенты присылали в личные сообщения в VK. Я просматривала работы, задавала вопросы, в это время все присутствовали в чате, понимали, о чём я могу спросить, и готовились в ожидании своей очереди. Так что те, кто отчитывался в конце, отвечали намного лучше и увереннее. Получалось, что каждый следующий студент дополнял своего предшественника, а в целом все уже были знакомы со спектром вопросов по этой теме. Баллы за лабораторные работы выставлялись в БАРС.
Руководство курсовыми и дипломными работами было организовано следующим образом: мы с ребятами созванивались по Zoom, они выводили свою работу на общий экран, я комментировала, что нужно поправить, а они в режиме онлайн исправляли ошибки.
Для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы квалиметрии» для студентов 3 курса направления «Управление качеством» были выложены лекционные и практические задания на SSU Courses (Moodle), который под моим руководством создавала студентка в рамках дипломной работы. Работа над курсом была закончена в мае, и он нам очень всем пригодился! Студентам дали неделю на выполнение заданий. Если они всё делали в установленные сроки, получали оценку за экзамен. В чатах во «ВКонтакте» и в университетской системе IpsilonUni выставлялись промежуточные баллы по каждой дисциплине.
Лекции и практические занятия по дисциплине «Введение в специальность» со студентами 1 курса направления «Управление качеством» заочного отделения также проводили с помощью Zoom, мы учились, как правильно написать и оформить курсовую работу; репетировали, как проходит защита курсовых работ.
К сожалению, не у всех студентов оказался доступ к Интернету высокой скорости, образовательный процесс также тормозило отсутствие веб-камер у ребят. А вот из положительных моментов могу отметить тот факт, что посещаемость дистанционных занятий была выше, чем обычных занятий. Видимо, из дома кому-то удобней и интересней работать, ребята были более раскрепощены, много шутили. Было просто приятно за ними наблюдать, как они радовались друг другу. Посещаемость оказалась практически стопроцентная – вот такой неожиданный эффект дистанционки!
Хочу сказать большое спасибо коллеге – доценту нашей кафедры Даниилу Николаевичу Браташову за консультации по использованию разных интернет-ресурсов. Он, как человек увлеченный, сумел и мне внушить уверенность, что справлюсь с компьютерными технологиями. Пришлось быстро их осваивать, чтобы адаптация не затянулась. На самом деле, для меня это были крутые условия, своеобразный «курс молодого бойца». Пригодилось и то, что на сайте СГУ преподаватели нашей кафедры активно делились своим опытом по перестройке учебного процесса. Конечно, нужны повышения квалификации на эту тему, чтобы преподаватели понимали и знали, как этот процесс можно выстраивать с наибольшей эффективностью.
Когда мы проводили со студентами онлайн-коллоквиум по «Основам квалиметрии» в формате игры (презентация с вопросами), то по количеству правильных ответов я поняла, что, наверное, это лучший результат за годы моего преподавания дисциплины. Я связываю это в том числе и с тем, что практически все студенты всегда присутствовали на занятиях. Еще один неожиданный эффект дистанционного образования. Но говорить о том, что я хотела бы оставаться в таком режиме, было бы неверно. Встречи в аудитории полностью заменить нельзя ничем – там другая энергетика, которая рождается только от живого общения и взаимодействия!
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.