«Мы наконец-то осознали, что с цифровизацией бороться бессмысленно»
– Многие сейчас говорят, что образование в условиях самоизоляции находится в глубоком кризисе. На мой взгляд, кризис был до того, как мы погрузились в так называемую самоизоляцию. Эти выводы я делаю на основании личного опыта общения со студентами-бакалаврами, магистрантами и аспирантами. До сих пор педагоги в большинстве своём использовали методы обучения и воспитания, которые современной молодёжи не подходили абсолютно. А отсюда и многие проблемы – дети не хотели идти в школу, молодые родители не воспринимали педагогов в возрасте.
Сегодня этот назревший образовательный кризис в наших школах оказался в ситуации «саморазрешения». Когда мы все сразу оказались вынуждены перейти на «дистант», в образовании наступило будущее. Мы наконец-то осознали, что с цифровизацией бороться бессмысленно. Долгое время насущным – и для родителей, и для учителей – был вопрос, как отнять у детей телефон на занятии. Я все время говорила: не надо отнимать! Нужно решить, как с помощью телефона и интернета вернуть ученика в класс. И вот сейчас ребёнок может на законных основаниях не выпускать телефон из рук – мол, мама, я же учусь… Нам ведь тоже когда-то в детстве говорили: отойди от телевизора, глаза испортишь.
Мы, как педагоги, должны принять, что ребёнок теперь кое о чем знает больше, чем мы. Мы наконец-то получили возможность и от наших студентов получать то, чего подчас не хватает нашей профессионализации. Сейчас именно взаимодействие преподавателя и студента, которое у нас так долго декларировалось, но всё время откладывалось, становится реальностью. Потому что студенты хорошо понимают, как можно организовать дистанционное образование, а преподаватель знает, чем его наполнить. В результате все мы получили новый стимул, возможность для развития.
Вот почему сегодня важно не только замечать студенческую некомпетентность, но и видеть пробелы в собственной неподготовленности к принципиально новой образовательной ситуации. Для преподавателей это хороший тест на способность чувствовать время и идти с ним в ногу.
Уверена, что когда закончится сегодняшняя ситуация с «дистантом», многие увидят те преимущества, которые мы получаем уже сейчас. И молодёжь, и педагоги не захотят учиться по-старому. Конечно, аудитории не опустеют! Но и на своих очных лекциях и семинарах мы теперь уже будем гораздо смелее использовать новый опыт.
В то же время, по моим наблюдениям, многие преподаватели сейчас переходят не на «дистант», а на некую специфичную форму заочного обучения. Это когда мы делаем упор на офлайн-общении: электронную почту, Viber, WhatsApp, ВКонтакте, на платформу Ipsilon Uni. Конечно, все это позволяет работать с большим объемом учебного материала. И не только с текстовым, это могут быть и видеофильмы, и мультфильмы.
Но есть тут и громадный минус для преподавателя – проверка работ. Если в потоке 170 студентов, нагрузка на преподавателя становится почти неприподъёмной. Зато студенты стали больше получать индивидуального внимания. Лучше в этом случае использовать живые чаты. Офлайн позволяет и преподавателю, и студенту разумно распределять свое время.
Что касается онлайн-диалога, то я сейчас, например, планирую попробовать научиться у своего сына работать в сервисе Discord. Там можно формировать классы, группы на определенное количество студентов, там есть и текстовые, и голосовые каналы. Discord более востребован студентами, так как Zoom воспринимается ими исключительно как образовательная платформа, а Discord – это их сообщество. Да, в каком-то смысле мы переходим на игровые формы образования, и возможно, будем готовить специалистов по направлению «геймификация образования». К этой мысли необходимо привыкнуть. Ведь используя новые образовательные платформы мы, по сути, занимаемся переформатированием богатых традиций очного образования в более современные, технологичные и эффективные методы обучения.
Что касается сервисов Zoom и Skype, то они, по-моему, нужны нашим студентам больше для эмоциональной подпитки (чтобы смотрели в глаза друг другу, чтобы не забыли, как выглядит преподаватель), а не для получения информации. Потому что если лекция проходит в виде монолога, нет обратной связи, то со студентов невольно снимается ответственность за собственное обучение.
В моей практике неплохо себя показал прямой эфир в Instagram, который через сутки «растворяется в эфире», что очень дисциплинирует студента и понуждает его фиксировать услышанное. Такой режим не позволяет расхолаживаться.
Сегодня, в ситуации дистанционного образования, на первое место вышли общекультурные и общепредметные компетенции. Профессиональные компетенции будут формироваться уже точечно, во время индивидуальных консультаций. Можно сочетать онлайн и офлайн. Мы будем формировать у студентов умение работать с информацией в собственном режиме, исходя из собственного стиля обучения.
Сейчас я дистанционно преподаю студентам педагогику, магистрантам – курс «Экспертиза и проектирование образовательной среды», веду индивидуальное консультирование с аспирантами. Предпочитаю работать с онлайн-дискуссией через чаты. Помимо классических заданий по программе нацеливаю на сравнение, анализ, на самостоятельный поиск информации в интернете, на самостоятельную работу с электронными педагогическими ресурсами.
Почему я с такой уверенностью говорю о преимуществах дистанционного образования? У меня самой судьба сложилась так, что до 8-го класса я практически не ходила в школу. Не было интернета, я училась по учебникам, родители носили проверять мои тетради в школу. А когда в 9-м классе всё же пошла, то, как говорил один из героев Марка Твена, никогда уже не позволяла школе вмешиваться в мое образование. Могу с полной ответственностью утверждать, что за восемь лет, которые я провела в изоляции, я не только научилась читать книги, но и самостоятельно искать любую нужную мне информацию. Именно эти навыки во многом помогли мне при написании и защите докторской диссертации.
А уж при современных возможностях цифрового образования у молодых людей вообще появляются неограниченные перспективы!
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.