Skip to main content Skip to search

Личное общение со студентами абсолютно незаменимо

– Как ответственный за учебную работу в Институте филологии и журналистики, могу констатировать, что основная платформа, которую используют в процессе обучения и для промежуточной аттестации преподаватели ИФиЖ, – это образовательная платформа IpsilonUni. Она удобна, прежде всего, тем, что здесь можно делать общую рассылку для групп, размещать тексты, создавать ссылки на методический материал, находящийся, например, в «облаке». Удобно и то, что здесь же можно сразу выставлять баллы за участие в учебном процессе, зачёты и экзаменационные оценки. На промежуточной аттестации – формировать ведомость для предоставления в дирекцию. Мы таким образом и самоизоляцию соблюдаем, и своевременно отчитываемся за результаты сессии. В таком формате мы работаем с конца апреля.

Безусловно, платформа IpsilonUni дополняется другими ресурсами, потому что здесь не хватает видеокомпонента. Поэтому активно пользуемся и теперь уже традиционными платформами Skype, GoogleMeet, Discord и др. Эти платформы абсолютно необходимы для изучения современных иностранных языков (английский, немецкий, французский, испанский, польский) и древних языков (латынь, древнегреческий, старославянский), где материал сложно воспринимать только в письменном формате – необходимы живые пояснения и уточнения преподавателя. Видеообщение помогает не только в рамках языковых дисциплин, в процессе обучения преподаватели используют его и для того, чтобы студенты не растеряли навыки диалога, дискуссии, формулирования своей точки зрения. Есть преподаватели, которые делают видеолекции для студентов, и у них всегда есть возможность задать вопросы лектору. Платформы с возможностью видеоконтента используются и при проведении промежуточной аттестации – там, где необходимо, чтобы студент продемонстрировал свои знания, показал, как он усвоил предложенный материал.

Несмотря на то, что сейчас мы стараемся максимально передать весь объём учебной информации и уже научились работать в таких необычных условиях, дистанционный формат показал, что личное, живое общение со студентами абсолютно незаменимо. Поэтому мысль о том, чтобы масштабно переводить образование в дистанционный формат, нам кажется неправильной. Тем более для гуманитарных наук, где очное общение для преподавателя и студентов нельзя заменить ничем. Сейчас и студенты получили возможность осознать это и почувствовать: видеозанятия с ними хорошо демонстрируют, как они соскучились по учёбе. Например, на занятиях появились те студенты, которые в прошлом семестре не очень-то жаловали своим посещением, а теперь, можно сказать, бегут на видеоконференции.

В этом семестре у меня все предметы связаны с историей языка (старославянский язык, история русского языка и введение в славянскую филологию). Видеообщение со студентами жизненно необходимо, чтобы разрешать сложные учебные моменты, оперативно отвечать на многочисленные вопросы. В основном я пользовалась платформой Zoom. Правда, проблема была в том, что не у всех студентов есть камеры, кто-то мог общаться только в аудиоформате. Преподавателям необходимо учитывать разные возможности студентов. Я против того, чтобы использовать разные платформы в рамках одного курса. Ребята иногда просто не успевают «переключать регистры» и впадают в ступор. Максимум две платформы плюс многие преподаватели создают группу «Вконтакте» для оперативного общения и для связи со студентами внутри института.

У меня экзамены начнутся в июне, а вот мои коллеги уже использовали разные варианты приёма виртуальных экзаменов. Студент получает, например, два вопроса: один даётся за три дня и требует глубокого раскрытия, мини-исследования. А на второй он отвечает в формате видеоконференции, выбирая его, студент называет номер билета и, естественно, заранее не знает, какой вопрос в нём содержится.

За время дистанционного обучения объём работы преподавателя увеличился втрое. Например, если есть и практические, и лекционные занятия, все их необходимо перевести в режим онлайн. Для того чтобы презентовать теоретический материал, нужно самой фактически переработать его заново, написать новый текст, сделать его понятным и убедительным. К каждой лекции студенты присылают проверочные работы, чтобы мне, опять же, понять, как они освоили теоретический материал. На каждом курсе по 50 человек, и всех надо проверить.

Но есть и свои плюсы вынужденной самоизоляции. По окончании дистанционного режима летом будет чем заняться – я сделаю как минимум четыре учебных пособия, до которых раньше не доходили руки. За это время появились новые мысли, оригинальные идеи по курсу «Введение в славянскую филологию» (например, новые формы заданий, чтобы получилось интересно и увлекательно). Я уверена, что за это время у каждого преподавателя накопился свой банк свежих идей, обновился взгляд на ту или иную дисциплину.

Это доказывает и обмен мнениями и опытом на заседаниях кафедр нашего Института. Три из них уже прошли в онлайн-формате в Zoom, собираются встречаться и в GoogleMeet.

Советует использовать: IpsilonUni, Zoom
Поделиться этим в соцсетях:

Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.