Интернет-платформы для визуального мышления
– Так получилось, что во втором семестре у меня практически нет каких-то узко специальных курсов, требующих сложной практической работы – в основном она пришлась на первый семестр. Большинство курсов, которые я веду во втором семестре, – это «Отечественная история», предмет, обязательный для изучения на всех направлениях подготовки. Вообще, некоторые курсы (история Отечества, в том числе) изначально больше подходят для «дистанционки», они более визуальные, фундированные огромным количеством интернет-материала, надо только «отделять зерна от плевел», учить студентов критично подходить к источникам знания. У многих представителей молодого поколения мышление визуальное, они предпочитают образовательные фильмы или интернет-платформы. Я, конечно, рекомендую литературу и предоставляю ее студентам, но охотнее они посмотрят ролик на Youtube или залезут в интернет-журнал Arzamas, или на одноименное радио послушать подкасты. Но там, где требуется сложная практическая работа, на «удалёнке» это реализовать сложнее.
Например, проходя сейчас с магистрами курс «Правовые основы деятельности историка», я выхожу из положения двумя способами. Студенты делают мне юридические кейсы с описанием практики, конкретного дела, а потом в режиме видеоконференции мы их обсуждаем. Как мне кажется, огромную роль играет то виртуальное пространство, в котором происходит взаимодействие со студентами. Поскольку наши студенты часто «геймеры», для многих из них предпочтительнее не Zoom и Skype, а изначально игровая платформа Discord. Большинство из них активно используют эту программу для общения во время онлайн-игр и записи стримов. Здесь нет таких ограничений по времени, которые были до недавнего времени в Zoom (45 минут бесплатного общения, а потом надо прерываться). Все важные и не очень функции в Discord бесплатны, можно создать сервер и подключить видеотрансляцию на любое время (у меня на ноутбуке установлена старенькая Webcam Surveyor, ее для этого и использую).
Студентам легче общаться, потому что они знают возможности этой программы по своей игровой деятельности. А мне совершенно все равно, в чём работать. Если многие молодые люди считают тот же Skype устаревшим (хотя, на мой взгляд, он, а тем более Zoom, конкретно для формата видеоконференции не сильно отличаются функционалом), так почему бы преподавателю не продемонстрировать студентам, что он с ними на одной волне? Считаю, что тут нужно идти по линии наименьшего сопротивления! Тем более, что в Discord на сервере могут одновременно находиться до 100 человек, что мне критически важно, ведь в очном формате, например, ту же историю я читаю для физического факультета и ФНП одновременно в Большой физической аудитории. На этой же платформе взаимодействуем со студентами мехмата. А вот со студентами, обучающимся по направлениям «Сервис» и «Туризм», общаемся в Skype, так уж сложилось. Видимо, они меньше опутаны стереотипами.
Так что стандартный тип работы для меня при дистанционном обучении – этакая полулекция-полусеминар, когда проходит коллективное обсуждение с группой студентов. В этом смысле дистанционная лекция даже удобнее очной. Многим студентам, а тем более, первокурсникам психологически сложно поднять на лекции руку и задать вопрос, если им что-то непонятно. А вот написать в чат во время занятия проще, к нашему общему удовлетворению. И вопросов, скажу я вам, очень много. Так что осваиваю новый формат лекций с собственными комментариями. К тому же я все время открыт во всех соцсетях, где ко мне ежедневно обращаются студенты. В этом смысле нагрузка при «дистанционке», конечно, у преподавателя прибавилась: нужно очень много времени, чтобы всем ответить.
Лично я во время лекции люблю рисовать графические схемы, визуализировать материал на доске, чтобы продемонстрировать развитие процесса, понимание взаимосвязей – это очень важно в гуманитарных дисциплинах. Теперь в режиме онлайн использую графический планшет, с помощью которого рисую и показываю то, что считаю необходимым для усвоения темы.
Кроме дистанционного, есть еще и удалённый формат. Это различного рода эвристические задания, исследовательские работы, которые студенты выполняют и присылают мне на проверку в основном через наш IpsilonUni. О антиплагиат-системах (я лично предпочитаю Advego) они предупреждены. Поэтому призываю написать пусть три странички, но своих мыслей. Это необходимая часть учебного процесса. Тяжело, конечно, проверять такой огромный массив, а что делать?
Трудностей при дистанционном обучении хватает. Лекция перед большой аудиторией для преподавателя – это, в определенной степени, выход на сцену, где требуется артистизм, особая энергетика. Иногда, когда «вживую» говоришь, увлекаешь студентов, видишь неподдельную заинтересованность, к тому же получаешь эмоциональный отклик, так необходимый лектору. Пока мы этого, увы, в определенной степени лишены.
И еще меня беспокоят студенты-иностранцы, которым сейчас особенно трудно дистанционно воспринимать русскоговорящего лектора. История для студентов-первокурсников негуманитарных направлений из Туркменистана, других стран – это возможность выйти в понимании языка в какой-то общий культурный контекст, за рамки узко специальной терминологии. Сейчас им сложнее. Не только я, многие мои коллеги обеспокоены, каким образом они будут принимать зачёты и экзамены у иностранцев.
Уважаемые преподаватели! Вы так же можете поделиться своим опытом в дистанционной работе. Обращайтесь к редактору рубрики «Советы экспертов» Тамаре Дмитриевне Корневой.