Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search
4 July, 2016 - 19:15

«Люди и судьбы»

Продолжаем публиковать работы победителей V Конкурса для старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.

Сегодня вашему вниманию представлена работа, победившая в номинации «Журналистский дебют». Её автор – Екатерина Скрипка, ученица 10 класса МОУ «СОШ № 63 с УИП», г. Саратов. Учитель-консультант – Светлана Владимировна Мухина.


Люди и судьбы

Вот и прошёл 2015-й… Отгремели салюты. Отзвучали торжественные речи, посвящённые юбилею Победы. Промаршировал по улицам десятков городов России Забытый (и как оказалось, незабытый) полк… Кажется, обо всём уже сказали, обо всех вспомнили и всех помянули… Но ведь любовь и уважение, память и печаль не имеют границ, обозначенных  конкретными датами. И если что-то находит отзвук в душе, оно вновь и вновь будет возвращаться в твою жизнь и захочет быть выраженным в слове…

Смотрю на выцветшие фотографии… Этот двадцатилетний лейтенант – мой прадед… Странно, очень странно! Вглядываюсь в изображение и стараюсь увидеть черты «фамильного сходства». У меня его нос… Нет, скорее глазами мы похожи… А интересно, похожи ли мы характерами? Мне бы хотелось, чтобы были. Потому что я знаю, у него был сильный характер. С таким не пропадёшь. Даже на войне.

Родился мой прадед в селе Бадровка, в Саратовской тогда ещё губернии. Конец 20-х – начало 30-х – страшный голод. Умирает отец. Чтобы выжить, мать с детьми и своим братом Василием уезжает в Астрахань. Там немного легче, и все остаются живы.

Затем, в 1940-м, возвращение в Саратов. И мечта. Такая же, как у сотен мальчишек предвоенного времени – стать военным лётчиком. И неважно, что ему только 16, а в лётную школу принимают лишь по достижении 18-летия… Я не знаю, как ему это удалось, но он прибавляет себе 2 года и становится курсантом.

Его выпуск – выпуск 1943-го. Новоиспечённого лейтенанта направляют в 30-й Гвардейский авиационный Смоленский полк под командованием подполковника Трёхина. Ему 19. Но и остальные члены экипажа его самолёта ненамного старше. Я даже знаю их по именам: Миша Лобачёв – штурман, Толя Коробаев – радист и Витя Ноздрин – стрелок. А дед – хотя какой же он ещё в это время дед? – командир экипажа. Как это – в девятнадцать нести ответственность за троих человек? Не знаю. А дед знал…         

И многое ещё пришлось ему узнать. И как обледеневший самолёт становится неуправляемым, и как страшно – ну почти упасть – на территории врага (а это произошло 27 января 45-го года после выполнения задания в Польше около железнодорожного узла Конин), и как трое суток пробираться к своим и попасть в плен, и как протопать голодным и почти раздетым 700 км по Германии, и как ухитриться бежать, и вновь быть пойманным, и не умереть в карцере для русских военнопленных… И что чувствуешь, когда приходят свои – а ты умудрился дожить, дождаться…

Вот этот «маршрут»: Диржау – Штольн – Пархим – Грабов – Людвигслюст – Альтенграбов. Для меня – просто географические названия. Для него – пункты на страшной дороге борьбы за жизнь.

4 мая 45-го война для деда была закончена. Перед лицом Великой Победы меркнут все его личные неприятности. А их немало. Долгое ожидание подтверждения личности и воинского звания под Уфой (перед вылетом на задание всегда забирали документы). И всегда теперь сопровождающее его недоверие: на заводе «Молот» в  Петровске, куда устроился работать после возвращения, до серьёзной работы его не допускали…

Он никогда не жаловался и сейчас. Только сердце не выдержало. Он умер от инсульта в 1952-м. Ему было только 32…

Звали моего прадеда Михаил Михайлович Куприянов. Хотя почему «звали»? Ведь любовь и уважение, память и печаль не имеют границ, обозначенных конкретными датами. И если что-то находит отзвук в душе, оно вновь и вновь будет возвращаться в твою жизнь и захочет быть названным по имени…