Шипова
Лариса
Валентиновна
С 1989 года ассистент, старший преподаватель,
2001-2009 годы - доцент, зам.декана факультета коррекционной педагогики и специальной психологии,
2001-2005 годы - зав. кафедрой дефектологии
2005-2018 годы - зав. кафедрой специальной психологии
с 1 марта 2018 по настоящее время доцент кафедры реабилитационных технологий на базе ГАУ СО "ЦАРИ"
с 2009 по настоящее время доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ИДПО
Образование:
- 1982-1987: Биологический факультет СГУ им. Н.Г. Чернышевского (квалификация – «Психолог. Преподаватель»);
- 1998-2000: Заочная аспирантура при кафедре олигофренопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург);
Сотрудничество с образовательными учреждениями и органами управления образованием:
- 2004-2006: член экспертной группы по аттестации учителей, воспитателей и логопедов учреждений образования и здравоохранения на первую и высшую квалификационные категории при Министерстве образования Саратовской области;
- 2006-2009: председатель экспертной группы по аттестации учителей, воспитателей и логопедов учреждений образования и здравоохранения на первую и высшую квалификационные категории при Министерстве образования Саратовской области;
- 2005 -2012: Председатель ГАК в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Монографии
Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии: теоретический аспект. - Саратов: ИЦ «Наука», 2015. - 99 с. ISBN 978-5-9999-2429-Шипова Л.В. Исследование агрессии умственно отсталых подростков: теоретико-методологический подход. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - 168 с. ISBN 978-5-91272-347-6.
Статьи
- Pyatkina E., Grinina E., Rudzinskaya T., Shipova L. THE INFLUENCE OF A STRESSFUL SITUATION ON HUMAN BEHAVIOUR IN THE MODERN WORLD / E3S Web of Conferences 14. 4-TH INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE ON STATE AND PROSPECTS FOR THEDEVELOPMENT OF AGRIBUSINESS, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, 24–26 февраля 2021 года. Rostov-on-Don, 2021. Р. 10013.
- Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ // Научное мнение. 2021. № 12. С. 107-114.
- Pyatkina E., Grinina E., Rudzinskaya T., Shipova L. STUDY OF PERSONAL SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF THE BAILIFF SERVICE OFFICERS В сборнике: E3S Web of Conferences. 8. Сер. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020" 2020. С. 19024.
-
Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. Исследование характерологических особенностей сотрудников службы судебных приставов // Научное мнение. 2020. № 12. С. 109-116.
-
Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. Современное состояние исследований личностных качеств сотрудников службы судебных приставов //Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12(80). С. 167-171.
-
Пяткина Е.С., Шипова Л.В. Танцевально-двигательная терапия в системе реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // European Social Science Journal. 2018. № 10. С. 485-489.
Шипова Л.В., Гринина Е.С. Социализация и реабилитация в современном мире (итоги конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 4. С. 386-388.
Петряева Л.Н., Шипова Л.В. Изучение эмоционального отношения детей с умственной отсталостью к обучению в школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №12. С. 76-79.
Петряева Л.Н., Шипова Л.В. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников разных возрастных групп // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 147-153.
Шипова Л.В., Гринина Е.С. Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход (итоги всероссийской конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4 (20). С. 163-168. С. 376
Шипова Л.В. Мотивационный компонент внутренней позиции школьника // European Social Science Journal. 2016. № 12-1. С. 283-286.
Шипова Л.В. Особенности нарушений поведения у умственно отсталых школьников // Психология обучения. 2015. №3. С.115-128.
Шипова Л.В. Исследование структурных компонентов внутренней позиции школьника в психологии // В мире научных открытий. 2015. №3.8 (63). С. 3811-3823.
Шипова Л.В. Проблема исследования внутренней позиции школьника у детей с умственной отсталостью // Научное мнение. 2015. №1-2. С. 18-21.
Шипова Л.В. Исследования содержательной характеристики понятия «позиция» в психологии // Научное мнение. 2015. №3-2. С. 31-34.
Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 37-48.
Селиванова Ю.В., Шипова Л.В. Социокультурная интеграция и специальное образование (итоги конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 381-384.
Шипова Л.В. Феноменологический анализ понятия «внутренняя позиция» в психологических исследованиях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6 (50). С. 351-358.
Шипова Л.В. Разработка критериев и показателей внутренней позиции школьника в психолого-педагогических исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. С. 260-262.
Kukharchuk O.V., Shipova L.V. RESEARCH OF THE INTERNAL POSITION OF THE SCHOOL STUDENT AT TRAINED AT ELEMENTARY SCHOOL // В мире научных открытий. 2015. №7.5 (67). С. 1794-1811.
Шипова Л.В., Кухарчук О.В.,Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015. №18. С. 355-357.
Шипова Л.В., Кухарчук О.В.,Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития. 2015. №19. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/19/psychology/shipova-kukharchuk.pdf
Петряева Л.Н., Шипова Л.В. Проблема исследования эмоционального развития умственно отсталых детей в зарубежной психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 852-859.
Шипова Л.В. Методы диагностики внутренней позиции школьника // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 12. С.82-86.
Shipova L.V. Study of the tendency to deviant forms of behavior with the rehabilitation center teenage residents from dysfunctional family // In the World of Scientific Discoveries, Series A. Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. (St. Louis). 2015. Vol. 3. No. 1, рр. 149-156.
Шипова Л.В. Формирование у студентов профессиональных компетенций при изучении агрессии умственно отсталых школьников // Теория и практика общественного развития. [Электронный ресурс]. 2014. №2. С. 123-125. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-2-2014/psychology/shipova.pdf
Шипова Л.В. Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Гуманитарные и социальные науки. 2014. №1. С. 131-138.
Шипова Л.В. Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 4. С.140-144. Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/products/psihology/gid921/pg0/
Шипова Л.В. Система психологической помощи подросткам с девиантными формами поведения в социально-реабилитационном центре // Научное мнение. 2014. №3. С. 215-218.
Шипова Л.В. Взаимосвязь семейной сплоченности с уровнем эмпатии и показателями социально-психологической адаптации у подростков из неблагополучных семей // Научное мнение. 2014. №5. С. 254-258.
Шипова Л.В. Исследование нарушений поведения у младших школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2014. №8. С. 279-282.
Шипова Л.В. Изучение склонности подростков реабилитационного центра из неблагополучных семей к девиантным формам поведения // В мире научных открытий. 2014. №11.1 (59). С. 546-559.
Шипова Л.В. Исследование склонности подростков к девиантным формам поведения в социально-реабилитационном центре // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-С. 140-144.
Шипова Л.В. Основные факторы правонарушающих тенденций и совершения правонарушений несовершеннолетними с умственной отсталостью // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С.146-148.
Шипова Л.В. Формы нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью // Научное мнение. 2013. №11. С.288-292.
Учебные издания
Пяткина Е.С., Шипова Л.В. Изучение суицидального риска у молодых инвалидов: учебное пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2020. - 100 с.
Шипова Л.В. Психология детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Л.В. Шипова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2020. - 320 с.
Шипова Л.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие / А.В. Венедиктова, Л.В. Шипова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2020. - 240 с.
Психология девиантного подростка: учебное пособие / А.В. Венедиктова, Л.В. Шипова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. - 231 с.
Специальная психология в вопросах и ответах: учебное пособие / Л.В. Шипова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. - 218 с.
Шипова А.В., Шипова Л.В. Психология детей с задержкой психического развития : учебное пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. 169 с.
Шипова Л.В. Психология школьников с умственной отсталостью: учебное пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. 221 с.
Курс лекций по психологии девиантного поведения: учебное пособие / Сост А.В. Шипова, Л.В. Шипова. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 83 с. ISBN 978-5-9999-2864-1
Методики нейропсихологического изучения познавательной деятельности и личности ребенка: учебно-методическое пособие / Сост. А.В. Бабченко, Е.А. Зорина, Л.В. Шипова. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 43 с.
Методы диагностики психического развития младших школьников с умственной отсталостью в процессе обучения: учебно-методическое пособие / [И.Ю. Мещерякова, А.Э. Филиппова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 75 с.
Шипова Л.В. Психология детей с умственной отсталостью : учебное пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 143 с.
Терминологический словарь по специальной психологии. Учебно-методическое пособие. / сост Л.В. Шипова, А.Э Бесан, Н.Е. Квасова, А.М. Черкасова. Под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2016. 59 с. ISBN 978-5-9999-2774-6
Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2015. 371 с.
Шипова Л.В. Изучение внутренней позиции школьника у детей разных возрастных групп : учебно-методическое пособие. Саратов : ИЦ "Наука", 2015. 79 с.
Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2015. 103 с.
Кухарчук О.В., Шипова Л.В. Курсовая работа по специальной психологии : Учебно-методическое пособие. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. - 78 с. ISBN 978-5-292-04354-6.
Кухарчук О.В, Шипова Л.В. Специальная психология: программы практик для бакалавров: Учебно-методическое пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015. – 103 с. ISBN 978-5-9999-2550-3.
Программа государственного экзамена по специальной психологии для бакалавров : учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2014. 68с.
Методы математической статистики в специальной психологии / Сост. О.В. Кухарчук, Л.В. Шипова. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. 82 с.
Психотерапия в вопросах и ответах : учебное пособие / [Т.В. Еремина, Т.Ф. Рудзинская, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2014. 99 с.
Основы специальной психологии : учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2013. 335 с.
Методические рекомендации к государственному экзамену по специальной психологии [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности "специальная психология" / Е. Д. Бурмистрова [и др.] ; под ред. Л. В. Шиповой. - Саратов : Издательский центр "Наука", 2012. - 62, [2] с. - Библиогр.: с. 46-53. - ISBN 978-5-9999-1493-4.
Вопросы психотерапии / [Т.Ф. Рудзинская, Л.В. Шипова, Т.В. Еремина]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2012. 107с.
История кафедры специальной психологии Саратовского государственного университета (2005-2010 годы) / [ Е.Д. Бурмистрова, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Е.М. Лысенко, Н.А. Польская, Т.Ф. Рудзинская, В.О. Скворцова, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2012. 124 с.
Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., Соловьева О.В., Шипова Л.В. Общие вопросы коррекционной педагогики: Раздел 1. Олигофренопедагогика. Учебное пособие. Саратов : ИЦ «Наука», 2011. 176 с. ISBN: 978-5-9999-0800-1
Курсовая работа по специальной психологии : учебно-методическое пособие / [О.В.Кухарчук, Л.В. Шипова, А.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2011. 67 с. ISBN: 978-5-9999-0774-5
Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: учебно-методическое пособие / Л.В. Шипова, А.В. Шипова. Саратов : ИЦ "Наука", 2010. 55 с. ISBN: 978-5-9999-0680-9
Вопросы специальной психологии: Учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д.Бурмистрова, Е.А. Георгица, Н.В. Георгица, Е.С. Гринина, О.В. Кухарчук, Е.М. Лысенко, М.В. Лысогорская, Н.А. Польская, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 272 с. ISBN: 978-5-91272-942-3
Шипова Л.В. Психология агрессии умственно отсталых подростков: учебное пособие. Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. 186 с. ISBN: 978-5-9758-0714-4
Сборники научных трудов
Социализация и реабилитация в современном мире. Сборник научных статеи / под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой. М.: Издательство «Перо», 2017. [Электронное издание]. 629 с. ISBN 978-5-906997-91-3
Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей / Под ред. О. Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л. В. Шиповой, М.Д. Коноваловой. Электронное издание. М. : Издательство «Перо», 2016. 728 с. ISBN 978-5-906833-03-2
Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей / Под ред. В.П. Крючкова, Ю.В.Селивановой, В.О.Скворцовой, Л.В. Шиповой. М.: Издательство «Перо», 2015. 552 с. ISBN 978-5-00086-780-8
Специальная психология и педагогика: теория, практика, эксперимент: Сборник научных трудов / Под ред. А.Г. Колчиной, В.О. Скворцовой, Ю.В.Селивановой, Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 175 с. ISBN 978-5-9999-2516-9
- 2022-2023 годы - Грант Президента РФ на развитие гражданского общества в 2022 году «Коррекционная программа поддержки лиц с ментальными особенностями «Возрождение» (исполнитель)
- 2008 год - Проект, поддержанный РГНФ «Психологические факторы самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте». Грант № 08-06-00492а (исполнитель).
- 2003 год - Проект под эгидой Программы развития ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» (исполнитель).
Руководство инициативной кафедральной темой НИР
Позитивная социализация и интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья Сроки выполнения: 11.10.2016-31.12.2021. Шифр: «35.16-ИТ».