Skip to main content Skip to search

Работы победителей IV Конкурса «Власть слова»

26 June, 2015 - 18:00

Работы победителей IV Конкурса «Власть слова»

Продолжаем серию публикаций работ обладателей Гран-при и победителей Четвёртого конкурса для творчески одарённых старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.

Сегодня вашему вниманию представлена работа победителя в номинации «Филологический этюд» Артура Хисматулина, ученика 11 класса МОУ «Восточно-Европейский лицей» г. Саратова. Учитель-консультант – Ирина Юрьевна Спирина.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

В. Шефнер

Слово всегда обладало силой. Силой особой и неповторимой. И она, сила эта, всегда проявляется именно в тот момент, когда это жизненно необходимо. Могущества слова в повседневной жизни мы не замечаем слишком обыденна для нас речь. Но стоит наступить критической ситуации, и его мощь выходит на первый план, становится едва ли не главной основополагающей силой, которая может исправить или изменить ситуацию. Так было и во время Великой Отечественной войны. Песни, стихи, поговорки, передаваемые из уст в уста, призывы с агитационных плакатов всё это чрезвычайно сильно воздействовало на людей.

Нас же заинтересовала именно специфика призывов агитационных плакатов 19411945 годов. Почему резкие, отрывистые фразы с плакатов так сильно воздействовали на людей? В чем их особенность? Попробуем в этом разобраться.

Сразу скажем, что агитационным плакатам того времени свойственна некая ритмичность, которая создаётся посредством рифмы. Например, плакаты:

  • Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!
  • Красной Армии метла нечисть вымела дотла!
  • Мы злому врагу все отрежем пути, из петли из этой ему не уйти!
  • Прицел у нас один Берлин!

Возможно, это связано с тем, что выраженные в стихотворной форме призывы легче воспринимаются человеком и легче же запоминаются.

Отличительной особенностью текстов некоторых плакатов является перенасыщенность ударных слогов или же намеренный пропуск ударений. Например, «Стреля́ю та́к: что́ ни́ патро́н – то́ не́мец!» Здесь можно выделить перенасыщение ударений: на 11 слогов – 7 ударных.

Каждое ударение делает акцент на том, что все пули должны попадать в цель, что «ярость благородная» советского воина  должна быть  направлена на уничтожение врага.

Плакат «На Берлин!»:

На́ Берли́н!

он слы́шит гро́зные напе́вы

Двойное ударение в первой строке можно рассматривать как напоминание о том, где находится главная цель Красной Армии, куда ей нужно стремиться. В то же время этот призыв показывает, как  ожесточенно бьется армия с врагом, чтобы достичь своей цели. Отсюда и «грозные напевы». Таким образом автор плаката обращает нас к сути, к самому главному, что есть в призыве. А короткие, рубленые фразы, будто отбивающие ритм, легче воспринимаются: нарочитая простота позволяет сразу понимать смысл написанного. 

Для передачи эмоционального состояния иллюстраторы выбрали такой приём звуковой организации речи, как аллитерация. Так, в плакате «Красной Армии грозен шаг!...» из 33 согласных 22 звонких. В плакате «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» 14 из 19 согласных звонкие. Звонкие согласные невольно привлекают внимание, заставляют вслушиваться и слушать, создают нужный настрой. Настрой на победу.

Показательно также стремление авторов призывов и лозунгов объединить народ в борьбе с фашизмом. Достигается это употреблением местоимений «мы», «наши», «наше» или употребления глаголов в форме второго лица множественного числа. Например:

  • Водрузим над Берлином знамя Победы!
  • На земле и над землей мы зажмем врага петлей!
  • Наше дело правое — враг будет разбит!
  • Наши силы неисчислимы!
  • Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его!
  • Зверь ранен! Добьем фашистского зверя!
  • Мы победили!

Всего из ста сорока трех проанализированных плакатов данный прием используется в двадцати пяти. 

Еще один приём, характерный для лозунга, – это персонализация обращения. Выражается это в употреблении местоимения «ты», глаголов в форме второго лица единственного числа, прямого обращения или точного указания на определённый слой населения. В проанализированных плакатах встречались такие обращения:

  • «Ты» – «Ты вернул нам жизнь!», «Ты чем помог фронту?» и др.
  • «Тебя» – «Я жду тебя, воин-освободитель!», «Я ждал тебя, воин-освободитель!» и др.
  • «Воин», «Боец»  –  «Воин, ответь Родине победой!», «Боец, оказавшийся в окружении! Борись до последней капли крови!», «Боец, освободи от фашистского гнета!», «Боец, освободи свою Белоруссию!» и др.
  • «Товарищ боец» – «Товарищ боец, помни! Мсти за них!» и др.
  • «Воин Красной Армии», «Боец Красной Армии» – «Воин Краской Армии, спаси!», «Воин Красной Армии! Отплати врагу за кровь и слезы советских людей!», «Боец Красной Армии! Смело и стойко бейся с врагом!» и др.
  • «Товарищ красноармеец» – «Заступись, товарищ красноармеец!».
  • «Красный воин» –- «Вся надежда на тебя, красный воин!».
  • «Ребята» – «Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!».
  • «Учащиеся...» – «Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО! Следуйте примеру героев фронта!».
  • «Партизаны» – «Партизаны, бейте врага без пощады!» и др.
  • «Женщины города Ленина» – «Женщины города Ленина! Усилим помощь фронту, поможем Красной Армии громить врага!».
  • «Дружинницы красного креста» -– «Дружинницы красного креста! Не оставляйте на поле боя ни раненого, ни его оружие!».
  • «Красные конники» – «Вперед, на запад, красные конники!».
  • «Сын мой» – «Сын мой! Ты видишь долю мою...».

Обращения в лозунгах называют того, к кому обращается автор. Они помогали людям ощутить, что именно они неотъемлемая часть будущей Победы, что без них Победы не получится. Обращения как бы говорят людям: «Каждый из вас нужен, каждый из вас важен».

Встречаются в лозунгах и плакатах глаголы, употребленные в повелительном наклонении  единственного числа: бей, не болтай, будь (героем), освободи, заступись, мсти.

Глаголы повелительного наклонения единственного числа – это глаголы, подразумевающие местоимение «ты». Так эти глаголы помогают непосредственно обратиться к каждому человеку. Порой они  говорят,  порой приказывают, порой убеждают. Помогают ощутить, что сам ты  приближаешь желанную победу, ты тот, от кого зависит победа, кто является спасителем Родины.

В  некоторых лозунгах есть указания не только  на определенные род занятий населения,  но и на род войск:

  • «Трактор в поле что танк в бою!» (очевидно, обращение к тем, кто убирал хлеб)
  • «Вставай в ряды фронтовых подруг. Дружинница бойцу помощник и друг!»
  • «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» и др.

Это вдохновляло людей и на боевые подвиги, и трудовые. Ведь «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Это служило и напоминанием о том, что «идёт война народная, священная война».

Получается, что слову в борьбе с врагом была отведена важная роль. А авторы плакатов, действительно, «к штыку приравняли перо».

 Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны играли огромную роль в поднятии боевого духа солдат, сплочении армии и тыла, вселяли уверенность в Победе. Плакаты и листовки расклеивали на улицах городов, на фронтовых блиндажах, их сбрасывали на оккупированные территории и в партизанские отряды. Специфика призывов и лозунгов плакатов того времени помогала людям быстро улавливать суть того, что хотели передать иллюстраторы. Слова укрепляли силу духа,  дарили надежду, вели в бой.

 Следовательно, слово есть великий инструмент в руках человека. И ему дана великая сила, несоизмеримая ни с чем. Инструмент этот в умелых руках может как созидать, так и разрушать, как дарить надежду, так и отнимать ее, как творить добро, так и совершать зло. И советские иллюстраторы пользовались этой силой в полной мере.