Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Круглый стол "Столкновение цивилизаций в глобальном обществе риска"

20 May, 2011 - 18:40

Круглый стол "Столкновение цивилизаций в глобальном обществе риска"

16 мая на философском факультете на базе спецсеминара проф., д.ф.н. Владимира Борисовича Устьянцева состоялось заседание круглого стола  по теме "Столкновение цивилизаций в глобальном обществе риска"

Цель круглого стола заключалась в анализе современной цивилизационной обстановки, выявлении потенциальных конфликтов, а также обсуждении и выработке практических стратегий поведения цивилизаций в глобальном обществе риска. По словам В.Б. Устьянцева интеграция рискогенного и цивилизационного подходов в процессе осмысления динамики современного социума является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений в современной социальной философии.

профессор, доктор философских наук Устьянцев В.Б.

На круглом столе присутствовали не только студенты и аспиранты СГУ, но и представители ведущих ВУЗов Саратова: Саратовского Государственного Технического Университета и Поволжской Академии Государственной Службы. 
 

В президиуме круглого стола проф. В.Б. Устьянцев и доц. Д.И. Заров 

 

 

Г.В. Епифанова (к.ф.н., доц., СГТУ) говорила о кризисе духовных оснований российской цивилизации в условиях общества риска. Сейчас, после произошедшего гибели советской системы, Россия особенно нуждается в продуктивных идеях, которые позволили бы стране развиваться и встать в один ряд с самыми развитыми государствами мира.

 

Зарова Е.Д., (к.ф.н., доцент кафедры философии, ПАГС) рассматривала механизмы формирования и назначение стереотипов и парадоксов в восприятии российской культурно-цивилизационной идентичности.  Сосуществование и взаимодействие государств подразумевает формирование и использование в международной политике устоявшихся культурно-цивилизационных образов «Другого», непосредственно влияющих на восприятие реальных цивилизаций и построение стратегии поведения по отношению к ним.

  

 Шаповалова Н.С.(спирант, СГТУ) исследовала феномен конфликта в социальной памяти русского народа. Обратившись к истории развития Российской цивилизации, возможно увидеть противоположные западным модели неагрессивного отношения к миру. Это отношение изначально закреплено в социальной памяти цивилизации и лежит в ее основании.В основании неагрессивного отношения российской цивилизации к внешнему миру находится такая православная категория, как «терпение». Оно рассматривается как доброде¬тель, непосредственно связанная с  православными ценностями.

 

                                                                                                                                                                                                 Стеклова Н.А. (аспирант кафедры теоретической и социальной философии, СГУ) рассмотрела локальные и глобальные конфликты в условиях цивилизационного противостояния. Так как конфликт всегда предполагает коммуникацию противоположных сторон, то главный глобальный конфликт в современном мире – это коммуни-кационный конфликт, заключающийся в том, что все чаще власть коммуникан-тов полагается в своих действиях на коммуникацию как вызов, забывая о том, что во избежание рисков во всех областях знания необходим диалог.

 

 

 
Дьяков А.А.(аспирант кафедры теоретической и социальной философии, СГУ) попытался эксплицировать тематику социальных практик амбивалентного человека в глобальном обществе риска. Традиционные социальные практики, производителем и транслятором которых являлся человек в структуре своей цивилизации, сменяются инновационными глобальными практиками. Стираются границы между различными цивилизациями, формируется единое экономическое, социальное, культурное, политическое пространство. Глобальные практики нового мира вступают в конфликт с практиками локальных цивилизаций – человек переживает этот процесс в качестве кризиса идентичности, актуализируя вопрос о ценности собственного бытия.

Фахрудинова Э.Р.(аспирант кафедры теоретической и социальной философии, СГУ) рассмотрела конфуцианские тенденции в стратегии мирного урегулирования межцивилизационных конфликтов. Восточноазиатские технологии информационно-психологического влияния на течение конфликта опираются на традиционные ценностные установки, прежде всего, конфуцианства, остающихся, несмотря на все идеологические веяния, основанием мировоззрения китайского и других обществ Восточной Азии. Традиционные ценности конфуцианской этики определяют отношения, как в рамках семьи, так и в отношениях между различными социумами. Не только в Китае, но и в других странах Восточной Азии этическая доктрина конфуцианства является преобладающей в общественном мнении и без ее учета весьма трудно другими способами воздействовать на сознание.

 

Фомина К.Н. (аспирант, СГТУ) говорила о проблема жизни в условиях цивилизационного развития. По ее словам, в нынешнем глобальном мире изменения или кризисные состояния, происходящие в одной области, влекут неизбежные модификации в другой. Таким образом, следует вести речь о таком понимании нашего мира, когда все в нем рассматривается как включенное в циклические процессы природы и, следовательно, являющееся взаимосвязанным и взаимозависимым.

 

  

 

Дорошин И.А. (доцент, к.ф.н., кафедра религиоведения и философской антропологии, СГУ) сосретдоточился на рассмотрении феномена религиозного фундаментализма и тех его аспектах, которые способны спровоцировать рискогенные ситуации на цивилизационном уровне.

 

 

   

 

В своем докладе студентка 4 курса философского факультета Посунько Жанна рассмотрела терроризм как рискогенный фактор, приобретающий глобальный масштаб.

 

 

По единодушному мнению участников круглого стола  научная практика проведения подобных мероприятий необходимо должна стать регулярной.

По итогам работы круглого стола будет издан научный сборник. Обзор тем круглого стола будет опубликован в "Известиях СГУ".