От всего сердца поздравляю всех преподавателей, сотрудников и студентов со светлым праздником Рождества Христова! Это замечательный праздник, поистине является вершиной всех новогодних тожеств. Наполненные глубоким смыслом и торжественностью рождественские дни призваны объединить тех, кто любит друг друга, тех, кто стремиться к познанию Истины. Обладая исконным духовным содержанием, рождественские события открывают интереснейшую философскую перспективу, актуальную для бытия современной цивилизации.
Теософский смысл праздника повествует о том, каким был мир до пришествия Христа, каким был человек, потерявший связь с Богом. В этом мире совершенно ничего не стоила человеческая жизнь. Человек, ощущавший мучительный разлад в своей душе, не видевший смысла в своем существовании, не имел сил преодолеть действия страстей и неизбежно опускаясь или во глубину отчаяния, или в пучину греха и самых низменных удовольствий.
Но рождественские события отчетливо и ясно свидетельствуют об умирение мира – свидетельствуют о действенной силе жертвенной и спасительной любви, о возможности пробуждения всего доброго и благого в человеческой природе. Так происходит и сегодня: когда в своей жизни человек начинает стремиться к Истине, он возрождается для настоящей жизни и подлинного бытия. Благодаря благой вести человеческое бытие обрело новое ценностное измерение.
Трудно, идти во тьме, не зная цели, не видя смысла в своем странствии, падая и спотыкаясь, не имея никого, кто мог бы стать надежным проводником. По мысли представителей социальной философии, именно в таком положении находится сегодня, в третьем тысячелетии по Рождестве Христовом, окружающий нас мир. Общая нестабильность, пришедшие на смену терроризму экономический кризис и социальные конфликты, обнищание одних и за счет этого обогащение других, неуверенность не только в завтрашнем, но и в сегодняшнем дне — вот лишь некоторые черты, характеризующие состояние современного глобализирующегося человеческого общества. А к ним следует прибавить и самое страшное бедствие — потерю веры в подлинные ценности, и вслед за этим уже неминуемое оскудение любви, превращение эгоизма в основополагающий принцип бытия.
Сегодня можно свободно размышлять на религиозные и философские темы, за это не мучают и не распинают. И вместе с тем наш мир по царящим в нем преступлениям, по своей дикости и жесткости зачастую мало отличается от того древнего языческого мира. Но есть одно очень существенное отличие: многие в нем не просто не знают Истины, не просто забыли о Ней, но по собственной воле Ее отвергли. Это люди, желающие построить новую цивилизацию, в которой философии, религии, традиционным человеческим ценностям, согласно их представлениям, уже нет места или же предоставлена роль некого "социокультурного феномена". Богом для этих людей стали деньги, то, что в Евангелии называют словом "маммона". Их "капитал" — человеческие страсти, удовлетворение которых приносит им прибыль. Их власть над миром — те же страсти, которые превращают человека в легко управляемого раба.
Поэтому, конечно, нельзя удивляться, когда мир, порабощенный страстями, объявляет войну не только традиционной культуре, религии, но и науке! Эта война и не прекращалась никогда, но только затихала по временам. И сейчас мы можем видеть, как разделяются люди по отношению к Истине, как кто-то, всем сердцем и умом стремясь к Ней, а кто-то, напротив, старается ее оклеветать. Пространством этой войны становятся общественные отношения, экраны телевизоров, страницы газет, а самое главное — общественное сознание и человеческие сердца. Рядом с заверениями в уважении и почтении соседствуют всевозможные обвинения и домыслы, за приветливыми словами подчас скрывается враждебность.
Все это уже когда-то было, и будет, пока стоит мир. Но одна из задач философии сегодня — не в том, чтобы отвечать на укоры укорами, на обвинения обвинениями. Наше дело — день за днем открывать миру подлинное предназначение человека, говорить о его великом призвании стремиться к мудрости и постигать Истину.