Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

26 ноября на философском факультете прошла конференция "Философия науки в информационном обществе: актуальные проблемы"

27 November, 2010 - 13:59

26 ноября на философском факультете прошла конференция "Философия науки в информационном обществе: актуальные проблемы"

26 ноября на философском факультете состоялась межвузовская научная конференция "Философия науки в информационном обществе: актуальные проблемы", посвященная 10-летию философского факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.

Открыл работу конференции, обратившись с приветственным словом к участникам, председатель конференции - профессор, доктор философских наук - Сергей Федорович Мартынович. Декан философского факультета, доцент, доктор философских наук Михаил Олегович Орлов в своем выступлении подчеркнул актуальность исследовательской деятельности в области философии науки.

В приветственной речи заведующего кафедрой социальной и теоретической философии, профессора, доктора философских наук Владимира Борисовича Устьянцева особый акцент ставился на актуальности рассмотрения в рамках философии науки деятельности научного сообщества, которое производит знание - основную ценность и ресурс современного общества, именуемого "обществом знаний"; но знание также является фактором риска, и задача философии науки заключается в формировании идеалов и норм научного знания и его использования.

                                   С пленарным докладом на тему "Современная философия науки: контекст образования" выступил перед участниками конференции С.Ф.Мартынович:

"Философия науки сегодня является как направлением исследований природы науки и её места в опыте бытия человека-в-мире , так и предметом высшего профессионального образования . Этому современному состоянию предшествовал процесс его становления, понимание которого является условием возможности свободного и целесообразного формирования стратегий образования в будущем.

Исследование философии науки как сферы философии составляет задачу метафилософии. Метафилософия есть философия философии, то есть систематические размышления философии о природе философии, о специфике философского мышления, исследования, о природе и функциях философского знания.

Размышление философии о философии, философии о самой себе является условием возможности существования философии как особой культуры мысли. Темы начала и понятия философии, проблемности и методологичности, концептуальности и предметности философствования естественным образом возникают на пути самосознания философии. Их постановки, обсуждения и возможные решения опираются на опыт исторического бытия философии.

Истолкование философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых причинах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции . В её контексте реализована проективная функция философии науки. Философский разум сформировал проекты развития математики, теоретического естествознания и эмпирического естествознания .

Позиционирование философии как единой науки, существующей в форме понятия, как трансцендентальной истории самосознания, как учения об абсолюте, как науки о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление проблемности и предметности новоевропейского философствования. Философия науки этого периода, закрепляя свою проективную функцию посредством разработки программы развития эмпирической психологии, исследует условия возможности субъективного синтеза научного знания, математики и естествознания.

Рассмотрение философии как мышления бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как продуктивного производства смыслов (концептогенез), как рефлексии культуры помечает пути самосознания философии постклассического периода. Здесь философия науки осознает себя как теорию и методологию науки, ориентированную в той или иной мере на опыт её исторического бытия.

Философия науки в качестве части философии является процессом и результатом применения всего интеллектуального потенциала философии к освоению феномена науки. Философия науки возникает там и тогда, где и когда философия относится к науке систематически как к уникальному феномену опыта бытия человека-в-мире. Такое понимание статуса философии науки в контексте философского познания предполагает необходимость самосознания философии, целесообразность прояснения ее проблемности и методологичности, концептуальности и предметности.

Осмысление опыта исторического бытия философии показывает, что философствование архетипично. В традиции сформировались архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности. Философия науки получает конкретную определенность посредством экспликации её проблемности и методологичности, концептуальности и предметности. Все эти экспликации философии науки конкретны в свете идеи архетипичности философствования.

Для архетипа объективности характерно вопрошание о бытии как бытии, о сущем как сущем, о природе вещей, о природе в себе всеобщего, о том, что такое знание само по себе, истина сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе. Для этого типа мышления характерен горизонт очевидностей: вне меня существуют вещи. Проблемой,  то есть тем, что не очевидно, является познание природы вещей. Этим делается акцент на онтологической проблематике философии науки. Ее обсуждение приводит к реализации проективной функции философии науки. В философии объективности осуществилось проективное отношение философии к протонауке. Были разработаны философские проекты становления математики, теоретического и эмпирического естествознания.

В архетипе субъективности очевидна констатация: я мыслю: вне меня существуют вещи. При этом не природа вещей, а природа я мыслю становится предметом философского интереса. В философии считается необходимым ответить на вопросы о том, что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Для исследователя принципиально важным оказывается исследование природы нашего Я. Тем самым, философия как созерцание идеальных смыслов превращается в философию самосознания, в философию субъективности.

Интерсубъективность как архетип философствования центрирует внимание на исследовании соотношения моего Я и Я другого сознания, то есть на феномене интерсубъективности. Здесь осознается предпосылочность, несамодостаточность моего мышления. Моё мышление понимается как обусловленное, скажем, родовой сущностью человека, его социально–исторической природой, практикой, языком.В контексте архетипа интерсубъективности разрабатываются возможности антропологического философствования, осуществляется лингвистический поворот в философии, который активизирует аналитический проект. Развивается психоаналитическая программа философских исследований. В центре внимания оказывается феномен коммуникации многих Я.

Философия науки, как и философия в целом, постоянно переосмысливает свои возможности в свете нового опыта. Понятие философии науки герменевтично, её мышление архетипично, а исследование проблемно ориентировано и методологично". 

Доклад С.Ф.Мартыновича: версия для скачивания
 
Пленарное заседание переросло в работу методических секций, в рамках которых были представлены и обсуждены доклады участников конференции. В целом, работа конференции, по словам всех участников, была продуктивной и плодотворной. 

 

 

текст доклада С.Ф.Мартыновича был реконструирован по: Мартынович С.Ф.Современная философия науки: контекст образования // Философия науки в информационном обществе: актуальные проблемы. Материалы Первой межвузовской научной конференции. Редактор-составитель - доктор философских наук, профессор Мартынович С.Ф. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2010. - С. 6 - 53. автор реконструкции: Дьяков А.А.