Skip to main content Skip to search

Учебный предмет «Математика» является общим учебным предметом из обязательной части общеобразовательного учебного цикла при освоении специальностей среднего профессионального образования.

Предметные результаты  учебного предмета "Математика" (базовый уровень)

должны обеспечивать:

1) свободно оперировать понятиями: натуральное число, целое число, остаток по модулю, рациональное число, бесконечная периодическая дробь, проценты, иррациональное число, множества натуральных, целых чисел, рациональных и действительных чисел, модуль действительного числа; умение  использовать: признаки делимости целых чисел, наименьший общий делитель  и наименьшее общее кратное, алгоритм Евклида при решении задач; записывать натуральные числа в различных позиционных системах счисления; применять дроби и проценты для решения прикладных задач из различных отраслей знаний и реальной жизни; применять приближенные вычисления, правила округления, прикидку и оценку результата вычислений

2) свободно оперировать понятиями: комплексное число и множество комплексных чисел, представлять комплексные числа в алгебраической и тригонометрической форме, выполнять арифметические операции с ними и изображать на координатной плоскости

3) свободно оперировать понятиями: тождество, уравнение, неравенство, система уравнений и неравенств, равносильность уравнений, неравенств и систем, иррациональные, показательные логарифмические, тригонометрические   уравнения, неравенства и системы, многочлен от одной переменной, многочлен с целыми коэффициентами, корни многочлена, система линейных уравнений, матрица, определитель матрицы 2 x 2 и его геометрический смысл; умение решать уравнения, неравенства и системы с помощью различных методов, решать уравнения, неравенства и системы с параметром; применять определители для решения системы линейных уравнений; использовать свойства логарифмов для преобразования логарифмических выражений; применять основные тригонометрические формулы для преобразования тригонометрических выражений, применять необходимые формулы для решения основных типов тригонометрических уравнений и неравенств; применять деление многочлена на многочлен с остатком, теорему Безу и теорему Виету для решения задач, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения, неравенства по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры.

4) свободно оперировать понятием: степень с целым и  рациональным показателем, арифметический корень натуральной степени, логарифм числа, десятичные и натуральные логарифмы; синус, косинус, тангенс, котангенс числового аргумента; оперировать понятиями: арксинус, арккосинус и арктангенс числового аргумента; использовать подходящую форму записи действительных чисел для решения практических задач и представления данных

5) свободно оперировать понятиями:       функция, способы задания функции, взаимно обратные функции, композиция функций, график функции, область определения и область значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, четные и нечетные функции, периодические функции, промежутки монотонности функции, максимумы и минимумы функции, наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке, линейная функция, квадратичная функция, степенная функция с натуральным и целым показателем, показательная функция, логарифмическая функция, тригонометрическая функция, тригонометрическая окружность; умение строить графики функций, проводить исследование функции, выполнять элементарные преобразования графиков функций, использовать графики функций для исследования процессов и зависимостей при решении задач из других учебных предметов и реальной жизни; выражать формулами зависимости между величинами; умение использовать свойства и графики функций для решения уравнений, строить геометрические образы уравнений и неравенств на координатной плоскости

6) свободно оперировать понятиями: арифметическая и геометрическая прогрессия, бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, формула сложных процентов, иметь представление о константе;  последовательность, способы задания последовательностей, монотонные и ограниченные последовательности, непрерывные функции, точки разрыва графика функции, асимптоты графика функции, первая и вторая производные функции, касательная к графику функции, первообразная, определенный интеграл; использовать прогрессии для решения реальных задач прикладного характера, применять свойства непрерывных функций для решения задач, вычислять производные суммы, произведения, частного и композиции двух функций, знать производные элементарных функций, использовать геометрический и физический смысл производной для решения задач; использовать производную для исследования функции на монотонность и экстремумы; находить наибольшее и наименьшее значения функции непрерывной на отрезке; использовать производную для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических и физических задачах, для определения скорости и ускорения процесса, заданного формулой или графиком, находить первообразные элементарных функций и вычислять интеграл по формуле Ньютона-Лейбница; находить площади плоских фигур и объемы тел с помощью интеграла

7) свободно оперировать понятиями: множество, операции над множествами, определение, теорема, уравнение - следствие, свойство математического объекта, доказательство, равносильные уравнения и неравенства; использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов

8) свободно оперировать основными понятиями стереометрии при решении задач и проведении математических рассуждений, применять аксиомы стереометрии и следствия из них при решении геометрических задач; свободно оперировать понятиями, связанными с углами в пространстве: между прямыми в пространстве, между прямой и плоскостью, классифицировать взаимное расположение прямых в пространстве, плоскостей в пространстве, прямых и плоскостей в пространстве

9) Свободно оперировать понятиями, связанными с многогранниками; свободно распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); классифицировать многогранники, выбирая основания для классификации; свободно оперировать понятиями, связанными с сечением многогранников плоскостью; извлекать, преобразовывать и интерпретировать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; решать задачи на доказательство математических отношений и нахождение геометрических величин, строить сечения многогранников различными методами, выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; решать задачи на доказательство математических отношений и нахождение геометрических величин, применяя известные методы при решении математических задач повышенного и высокого уровня сложности; применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении стереометрических задач; применять полученные знания на практике: сравнивать и анализировать реальные ситуации, применять изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин; иметь представления об основных этапах развития геометрии как составной части фундамента развития технологий; свободно оперировать понятиями, связанными с цилиндрической, конической и сферической поверхностями, объяснять способы получения; оперировать понятиями, связанными с телами вращения: цилиндром, конусом, сферой и шаром; распознавать тела вращения (цилиндр, конус, сфера и шар) и объяснять способы получения тел вращения; классифицировать взаимное расположение сферы и плоскости; свободно оперировать понятиями, связанными с комбинациями тел вращения и многогранников: многогранник, вписанный в сферу и описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник или тело вращения; выполнять изображения многогранников и тел вращения при параллельном переносе, центральной симметрии, зеркальной симметрии, при повороте вокруг прямой, преобразования подобия;

строить сечения многогранников и тел вращения: сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения шара; использовать методы построения сечений: метод следов, метод внутреннего проектирования, метод переноса секущей плоскости; доказывать геометрические утверждения; применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной и неявной форме

10) вычислять площади поверхностей многогранников (призма, пирамида), геометрических тел с применением формул; вычислять соотношения между площадями поверхностей и объемами подобных тел; вычислять величины элементов многогранников и тел вращения, объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения, геометрических тел с применением формул

11) свободно оперировать понятиями, соответствующими векторам и координатам в пространстве; выполнять действия над векторами; задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; решать геометрические задачи на вычисление углов между прямыми и плоскостями, вычисление расстояний от точки до плоскости, в целом, на применение векторно-координатного метода при решении

12) свободно оперировать понятиями симметрия в пространстве, центр, ось и плоскость симметрии, центр, ось и плоскость симметрии фигуры; понятиями, связанными с движением в пространстве, знать свойства движений; выполнять параллельное, центральное и ортогональное проектирование фигур на плоскость, выполнять изображения фигур на плоскости

13) свободно оперировать понятиями: граф, плоский граф, связный граф, путь в графе, цепь, цикл, дерево, степень вершины, дерево случайного эксперимента

14) свободно оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт), случайное событие, элементарное случайное событие (элементарный исход) случайного опыта, случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения, бинарная случайная величина, геометрическое, биномиальное распределение; умение находить вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями; применять изученные комбинаторные формулы для перечисления элементов множеств, элементарных событий случайного опыта, решения задач по теории вероятностей

15) оперировать понятиями: условная вероятность, умножение вероятностей, независимые события, дерево случайного эксперимента, находить вероятности событий с помощью правила умножения, дерева случайного опыта, использовать формулу полной вероятности, формулу Байеса при решении задач, определять независимость событий по формуле и по организации случайного эксперимента

16) свободно оперировать понятиями: математического ожидания случайной величины, дисперсия, стандартное отклонение случайной величины; применять свойства математического ожидания при решении задач, применять свойства дисперсии случайной величины при решении задач, вычислять математическое ожидание, дисперсию и стандартное отклонение биномиального и геометрического распределений;

вычислять выборочные характеристики по данной выборке и оценивать характеристики генеральной совокупности данных по выборочным характеристикам, оценивать вероятности событий и проверять простейшие статистические гипотезы, пользуясь изученными распределениями

В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося формируются общие и профессиональные компетенции.

 

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации  с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ПК  4.1   Выполнять основные технологические расчеты по выбору наземного и скважинного оборудования.

Файл рабочей программы (очная форма):