24 апреля 2024 года на социологическом факультете
прошла Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
«Социальные проблемы региона глазами студентов»
На конференцию было заявлено79докладов (82 участника) из Белоруссии, 10 субъектов РФ, 14 организаций, среди них:
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (социологический факультет,
Балашовский институт (филиал) СГУ имени Н.Г. Чернышевского,
филологический факультет); Волгоградский государственный университет;Гомельский государственный медицинский университет(Республика Беларусь); Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова; Институт нефтепереработки и нефтехимии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал в г. Салавате); Казанский государственный энергетический университет; Кемеровский государственный университет;Новосибирский государственный педагогический институт; Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики; Самарский государственный экономический университет; Института национальной и мировой экономики; Фонд грантов губернатора Пермского края; МОУ «СОШ №95 с УИОП» (г. Саратов).
Работа проходила в пяти секциях.
В рамках работы подсекции 1, секции «Молодежь в обществе постмодерна:трансформацияпрофессионально-личностногопотенциала» были рассмотрены актуальные проблемы жизнедеятельностисовременной молодежи и непосредственно сами алгоритмы стратегийреализации социальных технологий, нацеленных на их разрешение. К числураспространенных вопросов, волнующих молодое поколение, студентыотнесли: проблему самореализации, спад процесса трансляции семейныхценностей, миграцию молодежи из села в город, социальную изоляциюмолодежи и игровую аддикцию, экологические проблемы. Особый интересвызвали доклады О.О.Колесовой и И.А.Дмитриевой, посвященные изучениюцелевых приоритетов технологий сохранения семейных ценностей,реализуемых в молодежной среде и самореализации современной молодежив проблемном поле социальных технологий. Стоит также отметитьвыступление школьников, подготовленных выпускником социологическогофакультета, учителем немецкого языка МОУ «СОШ №95 с УИОП»В.О.Коротиным. М.И.Батырова, А.А.Крецул, Е.А.Крецул, ученицы 8 классапоставили на обсуждение проблему падения морали всовременном обществе.
На секции «Молодежь в обществе постмодерна: трансформация профессионально-личностного и ценностного потенциала» (Подсекция 2) было заслушано 13 докладов. В рамках секции прозвучали доклады по проблемам молодежи в экономической, политической. культурной сферах жизнедеятельности общества.Наибольший интерес вызвали выступления: Андрияновой Е.А., студентки 2 курса, направления подготовки «Социальная работа», социологического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского. (Науч. рук. – доцент Курганова С.В.). «Особенности занятости молодых женщин в сфере красоты (на примере города Саратов)», Комиссаровой Р. А., студентки 3 курса, направления подготовки «Социология», социологического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского. (Науч. рук. – доцент Кудряшова Т.Н.). «Блогерство как профессия глазами саратовской молодежи: факторный анализ», Сарсембаевой Э. Е.-Б, студентки 2 курса, направления подготовки «Социальная работа», социологического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского. (Науч. рук. – доцент Курганова С.В.). «Место и роль социально-психологической поддержки в жизни российских школьников», Толок Е.С., магистрант 2 курса, направления подготовки «Социология», профиль «Социология регионального развития», социологического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского. (Науч. рук. – профессор Калинникова М.В.). «О роли интерактивных методов обучения в формировании экологических ценностей студентов энерготехнических направлений».
Участники активно обсуждали наиболее интересные доклады, задавая острые вопросы, что еще раз доказывает — современная молодежь чутко воспринимает изменения, которые происходят в обществе.
В рамках работы секции «Девиантологический ракурс социологического анализа современного общества» участниками были рассмотрены актуальные современные социальные темы. Среди них, особенный отклик у аудитории вызвали доклады, касающиеся отношения саратовцев к практикам прерывания беременности и мер общественного и государственного контроля этой сферы, практик гендерных стереотипов и специфики молодежной идентичности. Особый интерес вызвал доклады о причинах девиантного поведения подростков в детских учреждениях и феномене семейного насилия. Также, горячий диспут среди участников конференции вызвала тема развития феминизма в России и отношение к данному движению саратовцев. По итогам работы секции были подведены итоги исследовательской работы студентов, даны положительные оценки презентациям и выбраны лучшие доклады молодых ученых.
В работе секции «Социально-политическое пространство современного общества в условиях трансформации» были заявлены 15 человек, из них 5 магистров и 10 студентов. В рамках работы секции был рассмотрен широкий круг сложных и достаточно дискуссионных проблем, в том числе, особенностей выбора траекторий профессионального образования для выпускников школы, практик использования феминитивов в речи, оценок молодежи региона новых финансовых инструментов, особенностей функционирования общественно-политических молодежных организаций в регионе.Работа секции прошла в непринужденной, активной и заинтересованной обстановке. Особый интерес участников вызвали сообщения, посвященные анализу оценок молодежи региона новых финансовых инструментов и практик использования феминитивов в речи. Все участники секции проявили высокий уровень подготовки и интерес к обсуждаемым вопросам.
В рамках секции «Социально-демографические процессы в регионе и особенности социальной работы в различных социально-демографических группах» выступили студенты Социологического и Юридического факультетов СГУ направлений подготовки: «Социальная работа», «Организация работы с молодёжью», «Судебная и прокурорская деятельность». В своих докладах студенты представили результаты социологических исследований по таким проблемам, как: «Семья с ребёнком-инвалидом как группа риска», «Жестокое обращение с детьми: профилактики семейного насилия», «Современные практики государственной и общественной социальной помощи вдовам», «Отношение горожан к людям с ограниченными возможностями здоровья». Особый интерес вызвали доклады студентки 4 курса социологического факультета направления подготовки «Социальная работа» Сысоевой Виктории Алексеевны на тему «Практики вторичного сиротства в современном российском обществе» (научный руководитель к.с.н., доцент Уфимцева Е.И.), студента 3 курса социологического факультета направления подготовки «Социальная работа» Белоцерковского А.Д. на тему «Общежитие как пространство социальной адаптации студентов» (научный руководитель к.с.н., доцент Курганова С.В.) и доклад студентки юридического факультета направления подготовки «Судебная и прокурорская деятельность» Медведевой Инны Владимировны на тему «Тенденции развития института приёмной семьи в стране и регионе» (научный руководитель доцент Стрыгина С.В.).
Продуктивно прошла работа секции «Информационные технологии в гуманитарных науках». Всего к участию в секционном заседании заявлено 13 докладов. Наиболее дискуссионными оказались выступления Арсентьева Влада «Социальная справедливость на предприятии: субъективные оценки сотрудников», Горлановой Валерии «Интернет ресурсы, как способ преодоления опыта семейного насилия у современных россиян». Следует отметить также работы Занькина Павла «Современный информационный контент: субъективное восприятие достоверности студентами СГУ», Нейбауэр Никиты «Проблемы социальной ответственности бизнеса», Сахновой Алины «Место и роль интернет – досуга в жизни молодых инвалидов».
Лучшим по содержанию и глубине аналитической работы докладом стало выступление Евдокимовой Алины «Некоторые аспекты социализации современных подростков». Приз зрительских симпатий за интересное, яркое выступление (по результату голосования участников секционного заседания) единогласно был отдан Белых Антону за доклад «Становление и развитие военной социологии в конце 19-начале 20 века».