В среду, 24 января, в 301 аудитории XI корпуса СГУ прошло первое занятие Клуба абитуриентов ИФиЖ в новом году. Его провела старший преподаватель кафедры общего литературоведения и журналистики, главный научный сотрудник музея-усадьбы В. Борисова-Мусатова (филиала Радищевского музея) Ирина Сергеевна Похазникова.
В начале лекции преподаватель отметила, что поэзия и живопись связаны между собой, они находятся в постоянном диалоге и тем самым дополняют друг друга. Внимание старшеклассников было направлено на стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет», в основу которого легла картина Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской». Абитуриенты узнали, что приведенное стихотворение является «экфрасисом» – описанием предмета искусства в художественном тексте.
И. С. Похазникова задала абитуриентам вопрос: «Что такое искусство?» Ответы последовали разные, но все школьники сошлись в одном мнении, что искусство – это вид духовного освоения действительности. Преподаватель, подчеркнула, что самым простым способом «взаимодействия» живописи и поэзии является иллюстрация – диалог между поэтом и художником. В качестве примера были представлены картины-иллюстрации И. Билибина к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», Джона Тенниела к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и иллюстрации В. Сутеева к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».
Участники Клуба также смогли рассмотреть книгу, подготовленную И. С. Похазниковой вместе с коллекционером В.Г. Беликовым как итог проведенной в музее выставки. В ней были представлены портреты поэтов Серебряного века, отражающие не только характерные черты внешности известных стихотворцев рубежа XIX-ХХ веков, но и их особый внутренний мир. Оказалось, что литература и искусство имеют как отличительные свойства, так и общие характеристики – это изобразительность, концентрация смыслов, значение художественной детали и др.
Кроме того, абитуриенты ознакомились с такими понятиями, как интермедиальность (взаимодействие различных видов искусств в системе единого художественного целого), психологизм (изображение психологических переживаний человека в художественном произведении) и импрессионизм (воспроизведение чувств, переживаний, настроений художника в отрыве от реальности).
Будущие студенты узнали, что на искусство Серебряного века огромное влияние оказали работы М. Врубеля – художника, создающего новый диалог между поэзией и живописью. И. С. Похазникова пояснила, что в его творчестве возникает новая красота, связанная с литературными образами, созданными поэтами-предшественниками – Пушкиным, Лермонтовым.
Обращаясь В. Борисову-Мусатову, к выдающейся фигуре в истории русской живописи, лектор отметила, что его творчество нашло отражение в образах, создаваемых поэтами. И, более того, после его смерти, в самый расцвет Серебряного века, у многих поэтов возникла потребность от начала и до конца осмыслить его работы.
Лекция была завершена словами русского поэта М. А. Волошина о В. Борисове-Мусатове: «Есть художники, которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, то есть не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из "некрасивости" новую Красоту».
В конце занятия И. С. Похазникова пригласила старшеклассников посетить музей-усадьбу В. Борисова-Мусатова.
Следующая встреча Клуба абитуриентов запланирована на 7 февраля.
М. Кабанова, В. Мошенская