В среду, 20 декабря, прошла очередная встреча участников Клуба абитуриентов Института филологии и журналистики. Занятие было построено на основе различных филологических игр. Его провели доцент кафедры общего литературоведения и журналистики Александра Васильевна Раева и магистранты 1 курса профиля «Учитель – ученик – урок в школьной практике словесника». В ходе занятия старшеклассники смогли рассмотреть многогранность понятия «любовь».
Встреча началась с известной фразы Вергилия: «Всё побеждает любовь, и мы покоримся любви». Магистранты – Екатерина Лушникова, Софья Булыгина, Ульяна Николаева, Игорь Сысуев и Влада Макарова – рассказали школьникам о разновидности любви во взаимоотношениях между людьми разных социальных ролей и статусов. Абитуриенты узнали, что это возвышенное чувство может выражаться не только в отношении к другим людям, но и к абсолютно разным вещам. Например, любовь к родному краю. Благодаря различным заданиям, подготовленным на основе литературных текстов, в которых любовь остаётся ведущей темой, абитуриенты смогли в этом убедиться.
Будущие студенты распределились на три команды: «Серебряные коньки», «Пряники» и «Рождественские огоньки». В первом задании на слайде были представлены отрывки из литературно-художественных произведений, в которых прослеживается мотив любви. Например, было показано четверостишие из детской сказки в стихах «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, фрагмент из романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и др. Нужно было угадать, кто и кому признается в любви. Каждая команда получала по одному баллу за правильный и полноценный ответ.
Второе задание было направлено на выявление у абитуриентов знаний по отечественной литературе. Так, школьники получили карточки, на которых были указаны имена родителей и детей из произведений русской классики. Школьники должны были составить пары. За правильное сопоставление также ставили по одному баллу.
В качестве третьего задания старшеклассникам было предложено решить анаграмму. Это задание включало в себя как названия каких-либо произведений, так и имена русских и зарубежных писателей. За каждый верный ответ команде давали по одному баллу.
Для прохождения и выполнения следующего творческого задания каждая из команд должна была выбрать одного писателя, чьё творчество было так или иначе связано с темой любви к Родине и родной земле. Был выдан ватман, на котором абитуриенты должны были передать особенность восприятия России выбранным писателем через ассоциации и художественные образы, а после школьникам предстояло защитить свои проекты. Команда «Рождественские огоньки» изобразили Ф. Тютчева, а команды «Серебряные коньки» и «Пряники» – Л. Толстого. Каждая команда получила по пять баллов за увлекательные филологические находки и сплочённость в коллективе.
Следующее задание было связано с едой в литературных произведениях. Будущим филологам необходимо было догадаться, что из себя представали блюда, упомянутые на книжных страницах: бланманже, ростбиф, ботвинья и другие. За каждый правильный ответ команде начисляли по одному баллу.
В финальном задании была затронута тема любви к литературе и к книгам в целом. Магистранты отметили, что у литературных героев также были свои любимые произведения. Школьники должны были соотнести названия произведений из одной карточки с фрагментами произведений из другой карточки.
Творческие конкурсы позволили раскрыть креативную составляющую абитуриентов, предоставили им возможность попробовать преподнести имеющиеся у них знания в необычной форме. Однако все это преследовало одну цель – показать, как широка в своём значении любовь, как много отражения она находит в литературе и в жизни каждого из нас.
Анастасия Никитина, Диана Шарова