Молодые учителя на встрече «CONSILIUM» обсудили использование искусственного интеллекта в школе
В четверг, 14 декабря, в Гимназии №7 прошла научно-методическая встреча педагогов в Центре поддержки молодых учителей Саратовской области «CONSILIUM» СГУ. Участники из отдалённых уголков региона присоединились к собранию в онлайн-режиме. Гостей встречали директор Гимназии №7 И.А. Орлова, заместитель директора по научной работе Е.А. Единак.
Молодые педагоги, учителя английского языка, участники конкурса «Педагогический дебют» А.В. Володин и А.А. Тулякова в формате диалога обсудили позитивные и негативные стороны применения инструментов искусственного интеллекта на разных уроках: от русского языка до химии.
Андрей Вячеславович и Анастасия Алексеевна провели «педагогическую перекличку» и узнали, какие информационные технологии молодые учителя региона используют в своей практике.
А.В. Володин показал на примерах, как можно упростить подготовку к занятиям с помощью нейросети. Для уроков литературы в начальных классах программа может сгенерировать изображения героев и их голоса. На математике чат-боты могут создавать типовые задания, на которые не будет готовых решений в открытом доступе. На английском искусственный интеллект может улучшить качество старых аудиозаписей, предложенных авторами учебников. Участники обсудили эти форматы и пришли к выводу, что нейросеть никогда не заменит учителя.
Заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении Н.А. Александрова продолжила дискуссию об использовании нейросети на уроке. Она объяснила применение новых технологий в образовании, которые способствуют развитию цифровой образовательной среды. Наталья Алексеевна наглядно разобрала примеры того, как учитель перестраивает учебный процесс в связи с появлением современных информационных инструментов. Отдельно Н.А. Александрова остановилась на актуальных педагогических технологиях: адаптивном обучении, геймификации образования, обучении в виртуальной реальности.
Педагоги должны чётко понимать, какие последствия для развития ребёнка несёт применение малоизученных технологий. Н.А. Александрова уверена, что необходимо сместить акцент с автоматизации рутинных задач на достижение нестандартных, творческих и практико-ориентированных целей.
Наталья Алексеевна коснулась отечественного опыта внедрения ресурсов нейросети в образовательный процесс, объяснила важность адаптации этих инструментов к потребностям конкретного учителя и ученика.
Сегодня искусственный интеллект может работать с текстом, звуком и изображением, создавать «шаблонные» сочинения и делать базовые презентации по теме урока. Н.А. Александрова считает, что прибегать к возможностям нейросети нужно только там, где это будет действительно эффективно.
Руководитель приоритетных проектов и программ, куратор стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030» Е.Г. Елина прокомментировала использование новых цифровых инструментов на уроке: «Сегодня нейросети — хороший помощник для учителя. Однако искусственный интеллект пока не обладает теми качествами, которые необходимы хорошему педагогу. Преподаватель должен понимать, что риски использования нейросети касаются всех школьных предметов: чем шаблоннее учитель предлагает задание, тем больше шаблонных ответов ученик сможет составить с помощью нейросети».
Доцент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством Д.В. Терин говорил о рисках, связанных с использованием чат-ботов в образовании.
Основная проблема нейросети — склонность к дезинформации. Ответ программы на запрос может быть изначально неверен, поскольку искусственный интеллект генерирует результаты на основе того, какую информацию предоставили ему пользователи о том или ином факте.
Д.В. Терин привёл в пример доказанное программистами явление «галлюцинации» у нейронных сетей. Это проявляется в том случае, когда искусственный интеллект генерирует изображения с ошибками: лишними частями тела у людей на фотографиях, искажёнными лицами.
Денис Владимирович отметил, что учителям важно помнить о принципах информационной безопасности и цифровой гигиены. Учеников нужно готовить к встрече с негативными проявлениями онлайн-пространства, уберегать от психологического насилия, травли и шантажа в интернете.
В заключение Е.Г. Елина отметила, что сегодня диалог между человеком и машиной становится всё серьёзнее: «Наша задача — не дать возможности искусственному интеллекту переиграть человека. У каждого из вас есть опыт использования нейросети во время занятий и внеурочной деятельности — важно использовать эти ресурсы с пользой».
Площадка обмена педагогическим опытом «CONSILIUM» функционирует при сотрудничестве СГУ, Саратовского областного института развития образования и Гимназии №7 в рамках стратегического проекта университета «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030».