Skip to main content Skip to search

На факультете психолого-педагогического и специального образования вышел 15 выпуск сборника «Проблемы филологического образования»

30 November, 2023 - 10:15

На факультете психолого-педагогического и специального образования вышел 15 выпуск сборника «Проблемы филологического образования»

Authors:
Text: 
Е.В. Степанова
Photo: 
архив факультета

 На факультете психолого-педагогического и специального образования вышел 15 выпуск сборника «Проблемы филологического образования», который включает материалы Всероссийской научной конференции «Проблемы филологического образования» (Саратов, 20 апреля 2023 г.), проводившейся в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства». Сборник подготовлен кафедрой начального языкового и литературного образования, ответственный редактор доктор филологических наук Л. И. Черемисинова.

 Первый раздел сборника посвящен вопросам языкового образования. В публикациях авторы затронули проблемы вузовского и школьного преподавания лингвистических дисциплин, среди которых — опыт использования биографического метода в организации самостоятельной работы студентов-филологов (Е. Ю. Кученева), роль дисциплины «Педагогическая риторика» в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей (Н. А. Шабанова), формирование навыков публичных выступлений у студентов неязыкового вуза (Ю. В. Баурова), морфемно-словообразовательная работа в курсе русского языка в начальной школе (Е. Г. Мережко).

 Раздел «Вопросы литературного образования» содержит статьи по актуальным вопросам формирования читательской культуры школьников. Методические подходы к анализу повести В. И. Лихоносова «Люблю тебя светло» представлены в исследовании Е. А. Ясаковой. Л. В. Зимина осветила приемы технологии критического мышления при изучении произведений отечественной классики. Воспитывающей деятельности учителя при анализе художественных произведений школьной программы о милосердии посвящена статья Е. А. Матвеевой. В работе Л. И. Черемисиновой обозначены теоретические и методические вопросы изучения биографии писателя в начальной школе. Авторы И.И. Чиликова и А.А. Рачева рассматривают приёмы работы с лирическими произведениями, направленными на развитие творческого воображения младшего школьника. Т.Г. Фирсова, обобщив методику работы с игровой поэзией в курсе литературного чтения, обосновала и представила пример системного подхода к ее изучению во внеурочной деятельности.

 В разделе «Из методического опыта» представлены результаты опытно-экспериментальных исследований по различным вопросам методики обучения русскому языку в начальной школе: обучения грамоте (Н. А. Шабанова, А. А. Кожарина), изучения топонимов (Ю. О. Бронникова Е. Э. Медведева), морфемной структуры слова (С. Д. Романова), сформированности морфемно-словообразовательных умений младших школьников (Е. Г. Мережко, А. М. Железнякова), развития познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного (О. Н. Шистерова).

 Раздел «Актуальные проблемы современной филологии» открывают публикации, посвященные изучению наследия Ф. М. Достоевского, выявлению их идейно-художественного своеобразия — евангельской коннотации опорных мотивов в описании героев романа «Бесы» (Н. В. Мокина) и поэтике образа неба в романе «Записки из Мертвого дома» (Е.В. Степанова). Исследование интертекстуальных связей романа М. Алданова «Ключ» предпринято Т.И. Дроновой. Б. А. Минц на материале нескольких стихотворений О. Мандельштама и их редакций рассмотрены особенности работы поэта над черновиками лирических текстов. В центре внимания О. О. Оборотовой оказываются литературные приемы Э. Хемингуэя, функции метафоры в прозе Трифонова — в работе З. С. Санджи-Горяевой и А. Ю. Ванькаевой. В лингвистическом исследовании И. А. Тарасовой анализируется русско-сербский словарь для средней школы Б. Станковича. С. Б. Козинец исследует лексико-словообразовательные особенности гидронимов Саратовской области.

 Все выпуски сборника «Проблемы филологического образования» представлены на платформе Elibrary, на сайте СГУ в разделе «Издания».