Skip to main content Skip to search

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

      В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • вычислять температуру горных пород на разной глубине по геотермическому градиенту;
  • строить топографический профиль;
  • определять формы рельефа на картах;
  • определять основные минералы по диагностическим признакам;
  • определять и описывать наиболее распространенные горные породы по внешним признакам;
  • определять размещение крупнейших месторождений полезных ископаемых на карте России;
  • ориентироваться в геохронологической последовательности событий;
  • ориентироваться на местности с помощью горного компаса, работать с ним по карте, вычерчивать маршрут;
  • читать и анализировать геологическую карту с горизонтальным залеганием горных пород;
  • строить геологический профиль с горизонтальным залеганием горных пород и стратиграфическую колонку;
  • определять тип воды по Сулину;
  • рассчитывать ожидаемое пластовое давление;
  • находить на карте России основные нефтегазоносные провинции;
  • читать геологическую часть геолого-технического наряда;
  • выполнять подсчет запасов нефти и растворенного газа объемным методом по исходным данным.

      В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • значение геологии, её роль в жизни человека, разделы геологии;
  • современные методы изучения космического пространства;
  • строение Солнечной системы;
  • форму и размеры Земли, понятие о геоиде и его применении;
  • гравитационное поле Земли, гравитационные аномалии;
  • магнитные свойства Земли, магнитные аномалии;
  • тепловые свойства Земли, геотермическую ступень и геотермический градиент;
  • внутренние и внешние оболочки Земли;
  • методы изучения глубинного строения Земли, физические основы сейсморазведки;
  • строение земной коры и ее типы;
  • химический состав земной коры;
  • строение литосферы и основные литосферные плиты;
  • сущность эндогенных и экзогенных геологических процессов и их результатов;
  • классификацию и свойства тектонических движений;
  • генетические типы рельефа;
  • формы рельефа;
  • главнейшие породообразующие и рудные минералы, их химический состав и физические свойства;
  • генетическую классификацию горных пород, минеральный состав распространенных горных пород, структуру и текстуру, физические свойства;
  • применение минералов и горных пород;
  • классификацию месторождений полезных ископаемых;
  • методы восстановления геологических событий прошлого;
  • методы определения возраста Земли и горных пород;
  • возраст Земли, геохронологическую шкалу и принцип ее составления;
  • эры и периоды истории Земли;
  • общие представления о развитии тектонических движений и органического мира Земли;
  • основные формы залегания магматических и осадочных пород;
  • основные тектонические структуры – платформы, горно-складчатые сооружения, прогибы;
  • происхождение подземных вод, их условия залегания;
  • химический состав и минерализация подземных вод, физические свойства подземных вод;
  • водонапорные системы;
  • подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах;
  • подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород;
  • минеральные, промышленные и термальные воды;
  • пластовое давление, его изменение с глубиной;
  • геологическую и техногенную деятельность человека;
  • химический состав и физические свойства нефти и углеводородного газа;
  • породы-коллекторы, коллекторские свойства, породы-покрышки;
  • природные резервуары и ловушки нефти и газа;
  • распределение газа, нефти, воды в ловушках, водонефтяные, газонефтяные контакты, контуры нефтеносности и газоносности;
  • классификацию залежей по фазовому состоянию и типу ловушек;
  • особенности пластовых вод нефтяных и газовых месторождений, их промысловую классификацию;
  • пластовое давление и температуру в нефтяных и газовых залежах;
  • сущность полевых геологических, наземных геофизических, геохимических методов исследований, геологоразведочных работ и роль глубокого бурения при поисках нефти и газа;
  • классификацию скважин по назначению;
  • цели и задачи геологоразведочных работ;
  • общие представления о методике размещения поисковых и разведочных скважин;
  • назначение отбора керна, шлама, боковых грунтов геофизических и геохимических методов изучения разрезов скважин;
  • цели и задачи геолого-технологических исследований скважин в процессе бурения;
  • содержание геологической части геолого-технического наряда;
  • влияние условий вскрытия продуктивных пластов на производительность скважин;
  • источники энергии в пластах, понятия о режимах нефтяных и газовых залежей;
  • иметь представление о геологических и извлекаемых запасах, коэффициенте извлечения нефти и газа;
  • иметь представление о категориях запасов в России;
  • сущность объемного метода подсчета запасов нефти;
  • понятие о системах разработки нефтяных и газовых месторождений;
  • источники загрязнения, мероприятия по охране недр и окружающей среды при бурении скважин и разработке нефтяных и газовых месторождений.

         ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ПК 1.2. Выполнять комплекс работ по бурению, креплению, испытанию и освоению нефтяных и газовых скважин.

ПК 1.3. Осуществлять геонавигационное сопровождение бурения нефтяных и газовых скважин.

ПК 2.3. Выполнять комплекс работ по капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин.

ПК 3.1. Осуществлять контроль работы агрегатов, систем, механизмов буровых установок эксплуатационного и глубокого разведочного бурения на нефть и газ.

ПК 3.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по обслуживанию и эксплуатации бурового оборудования.

ПК 4.1. Осуществлять контроль безопасности ведения буровых работ в соответствии с правилами безопасности.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.