В течение февраля на кафедре коррекционной педагогики проходили защиты выпускных квалификационных работ студентов по направлению Специальное (дефектологическое) образование профилей магистратуры «Дефектология» и «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» заочной формы обучения.
Специфика выпускных квалификационных исследований студентов состояла в тематическом охвате актуальных проблем обучения, воспитания и психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Практически все наши магистранты - выпускники уже работают по своему профилю в образовательных учреждениях, реабилитационных центрах, учреждениях социального развития и здравоохранения. Защищаемые выпускные квалификационные работы носили практикоориентированный характер, тем самым вызвали большой интерес у членов комиссии и у присутствующих студентов. Широк был и географический охват городов, в которых работают наши магистранты. Назовем некоторые темы выпускных квалификационных магистерских работ. Профиль «Дефектология»: Пиляева Ж.В. «Коррекционно-педагогическая работа по эмоциональному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста» (г. Санкт-Петербург), Стыценко Ю.Э. «Формирование навыков социального поведения у дошкольников с расстройствами аутистического спектра» (г. Орск), Артюхова Т.Ю. «Формирование и коррекция мыслительной деятельности дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития» (г. Москва).
Разнообразие тем выпускных квалификационных работ подчеркивало важность междисциплинарного подхода при осуществлении дефектологических исследований: Это прослеживалось в защитах Галкиной А.В. «Применение нейропсихологического подхода в формировании школьной готовности у детей с задержкой психического развития», Денисовой Г.В. «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра методом мозжечковой стимуляции», Дробатун К.Э. «Организация проектной деятельности в обучении глухих младших школьников с комплексным дефектом», Линниковой П.П. «Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников в норме и с задержкой психического развития».
В этом году впервые на кафедре коррекционной педагогики будет осуществлён выпуск магистрантов профиля «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Бугрова М.А. «Развитие социального интеллекта у подростков с нарушениями слуха», Букесова М. А. «Изотерапия в системе комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», Голованова И.В. «Развитие познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования», Силютина Н.Г. «Взаимосвязь академической адаптации и эмоционального интеллекта у младших школьников с нарушениями зрения», Гладченко В.А. (г. Астана, Казахстан) «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях формирования функциональной грамотности» и др.
Магистранты постарались не просто исследовать ту или иную проблему, но и привнести что-то свое. Кроме теоретического анализа были представлены эмпирические материалы, результаты диагностики, разработка коррекционно-развивающих программ, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, имеющие практическую значимость для детей с нарушениями развития, их родителей, а также специалистов образовательных организаций.
Все защиты выпускных работ прошли успешно в атмосфере научной дискуссии и исследовательской заинтересованности.
В состав Государственной аттестационной комиссии вошли опытные практики - работодатели: Е.А. Митрофанова - к.п.н., зам. директора ГБУ Саратовской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение», Е.Б. Мельник - директор ГБОУ СО «Центр образования и психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей» г. Саратова, О.К. Шафиева - директор ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г. Саратова», К.А. Павлова - руководитель структурного подразделения «Центр дополнительного образования и профессионального обучения «Техноград»» ГАОУ СО «Центр образования «Родник зданий», Е.С. Рыжкова - педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «Прогимназия Кристаллик», Е.В. Романова - заместитель директора и психолог Фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан». Наши выпускники получили приглашение трудоустроиться в школы для обучающихся по адаптированным образовательным программам и центры образования.
Члены Государственной аттестационной комиссии отметили, что защищающиеся методически грамотно и обоснованно представили результаты своей научной работы и собственной профессиональной деятельности. Большинство ВКР были оценены членами ГАК на «отлично» и «хорошо», всем выпускникам присвоена квалификация магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Видеофрагмент занятия по программе «Попробуй, всё получится!», направленной на формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития, разработанной выпускницей магистратуры «Психологическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» Головановой Ириной Вячеславовной. Программа реализуется на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Ю.А. Гагарина» ЭМР Саратовской области. https://rutube.ru/video/83a511187f984f6b3811fb95c997362f