16 февраля, прошло очередное занятие Педагогического класса СГУ. Занятие провела заведующая кафедрой философии культуры и культурологии философского факультета СГУ Е.В. Листвина. Она рассказала о культурных кодах учителя, о восприятии его личности учениками и необходимости педагога быть носителем культуры.
Е.Г. Елина традиционно поприветствовала участников встречи, сделала важное напоминание о неприемлемости плагиата в домашних заданиях. Чтобы школьники наверняка поняли, насколько важно проверять тексты на плагиат, Елена Генриховна попросила ребят в качестве задания найти значение этого слова в любых источниках, а также напомнила, что в апреле стартует областная олимпиада для учащихся педклассов Саратовской области.
Специалист по учебно-методической работе Центра поддержки одарённых детей О.В. Прозорова проанализировала домашние работы. Ольга Валериевна похвалила ребят за подготовленные психолого-педагогические портреты учителя и указала на ошибки, допущенные при написании эссе: несоблюдение объёма и не полностью раскрытые темы.
В основной части занятия старшеклассники рассуждали, почему в мире существует более тысячи определений слова «культура», рассматривали её основные аспекты и функции. Понятия «артефакт» и «смысл» подвели учащихся к значению культурного кода. Евгения Викторовна обозначила, что такой код в себе содержит, на что опирается и как формируется.
Е.В. Листвина показала учащимся кадры из фильмов с учителями разных исторических эпох: от 1920-х годов до современности. На основании кинематографических образов ученики обсудили внешность как невербальный культурный код и придумали новые вербальные и невербальные коды учителей-предметников.
Таким образом, участники встречи пришли к выводу, что учитель синтезирует, расшифровывает и передаёт культурные коды своим ученикам.
В конце встречи Елена Генриховна попросила Евгению Викторовну рассказать о культурных кодах России из литературы, музыки и живописи. «Чтобы понять русскую ментальность, читайте Лескова и Гоголя, слушайте Чайковского, Римского-Корсакова, Федотова, смотрите на картины Левитана, Шишкина и Нестерова», – рекомендовала Е.В. Листвина.
Ольга Валериевна добавила к этому списку Мусоргского, Есенина и Айвазовского. Слушателям в качестве домашнего задания нужно к следующей встрече написать свои коды, которые важны педагогу.
Активная участница Педкласса, ученица Лицея №107 Анастасия Никитина выросла в педагогической семье. «Моя семья состоит из педагогов: мама – учитель музыки, все бабушки были педагогами русского языка и литературы. Я видела, что они полностью отдаются профессии, и тоже решила выбрать для себя этот путь, близкий мне ещё с детства», – рассказала Настя.
Занятия Педагогического класса проходят в рамках стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030». Следующая встреча состоится 2 марта.