Skip to main content Skip to search

История социальной работы 2021, 2023

 



Цель изучения дисциплины

Цель учебного курса "История социальной работы" состоит в социокультурной рефлексии социальной работы как феномена современного мира, предпосылок ее институциализации в мировой истории. Программа курса предназначена для подготовки специалистов социальной работы, формирует научно-исследовательские и технологические навыки, определяет систему понятий и категорий международной практики социальной работы, знакомит с междисциплинарным подходом в разработке исследовательских и социально-политических программ.

Содержание дисциплины

  • Основные формы социальной помощи в славянских общинах IX-X веков.

  • Княжеская и церковно-монастырская благотворительность в X-XIV вв.

  • Период церковно-государственной помощи в XV-XVII вв.

  • Петровские реформы социальной сферы и система приказов общественного призрения Екатерины II.

  • Социальная деятельность Ведомства императрицы Марии Фёдоровны

  • Социальная деятельность земских и городских органов самоуправления

  • Благотворительные организации XIX-начала XX в.

  • Частная благотворительность XIX-начала XX в.

  • Формирование государственной системы социального обеспечения в СССР

  • Особенности социальной помощи во время Великой Отечественной Войны.

  • Система социального обеспечения в СССР в 1950-1980 гг.

  • Современный этап в развитии социальной работы в России

Формируемые компетенции

УК-5, ОПК-2

Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины

Знать: теоретические и методологические основы истории социальной работы в России и за рубежом;  динамику становления и развития государственных и общественных институтов социальной помощи; отечественные традиции общественной и частной благотворительности и меценатства; основные этапы исторического развития социальной работы в России и за рубежом, их особенности.

Уметь определять ценность факта истории социальной работы в России и за рубежом; проявлять и транслировать уважительное и бережное отношение к историческому наследию социальной работы и ее культурным традициям; соотносить факты и явления с исторической эпохой и принадлежностью к культурной традиции; оценивать феномен социальной помощи как социальное, культурологическое явление; извлекать исторические уроки и на основе исторического анализа оценивать современные тенденции развития практики социальной работы.

Владеть: понятийным аппаратом истории социальной работы в России и за рубежом; навыками исторически сформированных технологий социальной помощи, профилактики социальных патологий для формирования современных эффективных моделей социальной работы; навыками исторического, историко-типологического, сравнительно-типологического анализа практик социальной работы.

Формы

промежуточного контроля знаний

Устный опрос, конспект по итогам посещения экскурсии, эссе, доклад с презентацией

Форма итогового контроля знаний

Экзамен