Skip to main content Skip to search

В Клубе абитуриентов ИФиЖ прошла лекция о влиянии СМИ на речевую культуру современного человека

5 March, 2021 - 11:00

В Клубе абитуриентов ИФиЖ прошла лекция о влиянии СМИ на речевую культуру современного человека

В среду, 3 марта, прошла онлайн-встреча Клуба абитуриентов Института филологии и журналистики СГУ. Лекцию об актуальных проблемах позитивного и негативного влияния электронных СМИ на речевую культуру современного человека для старшеклассников прочитала кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного Анна Владимировна Дегальцева.

Участники клуба узнали, что СМИ создают особую информационную картину мира. Анна Владимировна прочитала изречение В.В. Прозорова о журналистике, в котором автор отмечал, что данный вид коммуникации создаёт «иллюзию сиюминутного соучастия» каждого человека в мировых проблемах.

Лектор рассказала о двух основных функциях публицистической речи: информативной и воздействующей. Абитуриенты узнали, что воздействующая функция включает в себя оценочность, экспрессивность, особую эмоциональность и полемичность. Информационная функция обусловливает черты иного характера – логичность, официальность, точность и стандартизованность.

В ходе занятия старшеклассникам также рассказали о положительном и отрицательном влиянии СМИ на аудиторию. Из наиболее важных факторов положительного воздействия Анна Владимировна выделила получение новой информации, развитие навыков понимания, анализа и критического осмысления текста. Преподаватель отметила, что, помимо положительных, можно выделить и ряд негативных факторов, влияющих на речевое сознание современного человека. К ним относятся недостаточно высокий уровень речевой культуры журналиста и его установка преимущественно на сенсационность информации.

На примерах публикаций в электронных СМИ Анна Владимировна обратила внимание абитуриентов на ошибки в речи журналистов. На конкретных примерах были рассмотрены самые распространённые нарушения речевых норм: плеоназмы, тавтология, смешение паронимов, нарушение норм лексической сочетаемости, неправильное употребление числительных, неверное употребление предложно-падежных форм имён существительных, ошибки при координации главных членов предложения, неправильное употребление деепричастий или деепричастных оборотов и нарушение этических норм. Анна Владимировна призвала абитуриентов бережно и внимательно относиться к родной речи и стараться не допускать досадных ошибок.

Елизавета Логинова, Мария Алёхина