15 сентября 2020 года в Научно-методическом центре психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями прошла рабочая встреча членов Совета факультета. Рабочая встреча была посвящена вопросам планирования научных исследований и мероприятий с использованием ресурсов центра.
Руководитель центра, Марина Дмитриевна Коновалова, представила участникам инфраструктуру Центра и основное оборудование. В центре создана доступная среда и имеется оборудование для проведения психологических и психофизиологических исследований, для апробации технологий коррекционной и реабилитационной работы, а также для изучения речевого онтогенеза и дизонтогенеза.
Раиль Мунирович Шамионов рассказал участникам о проводимых исследованиях в области академической адаптации студентов и школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также социализации личности в условиях современной российской действительности с позиций многоуровневой внешней и внутренней детерминации, сменности оснований и механизмов. Он отметил, что использование инновационной высокотехнологичной аппаратуры Лаборатории психологических и психофизиологических исследований (айтрекера «Eye Link DUO», электроэцефлогорафа «ЭЭГ Smart BCI», аппаратно-программного комплекса Dianel-5120) позволяет сделать их по-настоящему междисциплинарными и расширяет область применения результатов исследований.
В Лаборатории речевого дизонтогенеза имеется оборудование для проведения фундаментальных научных исследований: комплекс программно-аппаратных средств для записи, распознавания и систематизации образцов устной речи, в том числе речи детей с отклонениями в развитии (компьютер с лицензионным ПО для обработки аудио и видеоматериалов Voco.Professional, диктофон, наушники, аудиосистема, сервер для хранения и работы с аудио и видеоматериалами), а также оборудование и методики для прикладных исследований: интерактивный стол логопеда, программное обеспечение которого позволяет проводить логопедическое воздействие для преодоления речевых нарушений различного уровня и этиологии в условиях индивидуальной, парной и подгрупповой работы. Имеются также компьютерная программа тестирования и обработки данных логопедического обследования, компьютерная программа для профилактики и коррекции дисграфии.
Лаборатория коррекционно-педагогических технологий оснащена комплексными автоматизированными методиками для исследования индивидуального латерального профиля, уровня психического развития детей, психологического климата в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. В ней имеются коррекционно-развивающие программы с видеобиоуправлением «Тимокко», «Сигвет», «Сигвет-ритм». В Центре установлен комплекс сенсорной интеграции «Дом Совы экспертный с набором сенсорных тренажеров», который позволяет проводить различные занятия для стабилизации психического тонуса детей.
Конференц-зал оснащен тактильной панелью, а также аппаратурой для интерактивной проекции (интерактивный пол POGUMAX, интерактивная стена POGUMAX с соответствующими наборами игр и упражнений), что представляет значительное исследовательское поле для оценки влияния виртуальных средств на процессы коррекции и компенсации нарушений развития.
Участники встречи посмотрели фильм, созданный в год 110-летия университета «Связь времен», рассказывающий об истоках возникновения и становлении Саратовской школы психолого-педагогических исследований лиц с ограниченными возможностями здоровья, вкладе современных ученых в ее развитие. Все участники отметили высокий профессионализм создателей фильма, любовь и неравнодушие его героев к своему делу.
В заключении встречи Раиль Мунирович еще раз обратил внимание членов Совета факультета на необходимость повышения уровня и результативности научных исследований ученых факультета в данной области.
Сотрудники центра приглашают преподавателей факультета ознакомиться с его оборудованием и программно-методическими средствами. Предварительное согласование по телефону 21-36-75 (Залесный Сергей Алексеевич).