Skip to main content Skip to search

Зав. кафедрой методологии образования, профессор Екатерина Александровна Александрова 15 мая выступила на заседание коллегии министерства образования области.

20 May, 2020 - 10:30

Зав. кафедрой методологии образования, профессор Екатерина Александровна Александрова 15 мая выступила на заседание коллегии министерства образования области.

Authors:
Text: 
Е.А. Александрова
  Будучи федеральным экспертом апробации примерной программы воспитания РФ, Екатерина Александровна рассказала о результатах апробации и перспективах проектирования в педагогических коллективах программы воспитания обучающихся в 13 школах области. Екатерина Александровна рассказала, что коллективом Института развития стратегий образования  РАО создана примерная программа воспитания РФ (http://form.instrao.ru/), являющаяся сейчас базовой для всех школ РФ.  Руководитель проекта — профессор Н.Л Селиванова.

 К позитивным эффектам внедрения программы относятся следующие:

Мы, наконец то, впервые за 30 лет имеем четкую программ воспитания, причем такую, которая позволит каждом педагогическому коллективу показать свои особенности.

  • Программа воспитания РФ составлена таким образом, что позволяет педагогическим коллективам осознать цель образования, единство воспитания и обучения (наконец то прописана необходимость возрождения воспитывающей функции урока), и, главное – приоритетность воспитательного процесса, придав ему присущий ему приоритетный статус, поскольку в определении, данном в Законе, термин «воспитание» стоит на первом месте, предваряя обучения. 

  • Педагогам не надо  разрабатывать свои программы с нуля. Она представляет собой конструктор, с помощью которого любая школа, не теряя времени, может составит четкую программу, учитывая особенности именно своей школы.
  • Один из важных принципов разработки программы – ее краткость, отсутствие лишних слов, что экономит время педагогов и избавляют их от «бумаготворчества».
Весь учебный год нами проводилась экспертиза программ, составленных школами Саратовской области на основе базовой программы.
В осмыслении воспитательного процесса администрацией и педагогами образовательной организации во время подготовки рабочей программы воспитания  произошли значительные позитивные изменения. Нами зафиксированы такие явления, как:
- у некоторых групп  проектировщиков программ постепенно приходило осознание особенности своей школы как таковой и, следовательно, специфики и сути воспитательного процесса в школе (что мы воспитываем, как мы это делаем, соответствует ли то, что мы делаем, нашим целям и, главное, особенностям наших детей);
- разработчики начали осознавать необходимость соответствия мероприятий запланированным задачам. Именно в данной последовательности. Вначале выбирался модуль, потом «под него» писалась задача;
-  педагоги обратили внимание на индивидуальные и внешкольные формы работы с детьми;
- поскольку методика работы над составлением программы проективна, то многие администраторы смогли увидеть существование тех модулей, о которых они ранее не задумывались, и запланировать себе на будущее соответствующую работу.
К конструктивным педагогическим идеям и воспитательным практикам, описываемым общеобразовательными организациями в собственных рабочих программах воспитания относятся
- создание школьных интернет-групп, газет, пресс-центров:  (МБОУ «Лицей № 15 Заводского района г.Саратова»)  (МОУ «СОШ № 16 г. Балашова                   Саратовской области»  (МБОУ «СОШ с. Камышки  Александрово-Гайского района Саратовской области»);
- театральные костюмированные шествия 
(МОУ «СОШ с. Хоперское Балашовского района Саратовской области»
- Модуль «Живая планета»
(Энгельсский муниципальный район  Саратовской области МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Безымянное»);
составление школьной коллекции воспитательных дел
(МОУ «СОШ №6 г. Вольска Саратовской области»);
- Модуль «Соуправление» (вместо «само-», что наиболее точно выражает суть акции)  (МОУ «СОШ с. Старая  Порубёжка  Пугачевского района Саратовской  области  имени героя Советского союза И.И.Лободина»).
В настоящее время сотрудниками Института развития стратегии образования РАО (http://www.instrao.ru/index.php) под руководством проф. Н.В. Селивановой разработана не только примерная программа воспитания, представленная на сайте, но и методическое пособие, в котором четко представлен алгоритм разработки и внедрения программы воспитания, программа повышения квалификации, готовится сборник лучших модулей программ из всех регионов (http://form.instrao.ru/).
К концу мая наши школы, участвующие в эксперименте, также готовы представить 3 удачных модуля в данный сборник, сейчас нами отбираются эти фрагменты. Однако конкурсы программ в регионах проводить еще рано, работа наша продолжается. 
Обращаю ваше внимание на то, что все материалы выложены в открытом доступе и совершенно бесплатно. Последним часто пользуются недобросовестные люди,  скачивая и выставляя материалы, делая попытку собрать за это плату. Повторяю: материалы выставлены открыто, бесплатно, причем постоянно обновляются, дополняются.
Проводя экспертизу процесса разработки программ воспитания в школах Саратовской области я убедилась в том, что типичными затруднениями, с которыми столкнулись школы, принимающие участие в эксперименте, явились следующие:
-   НАЧИНАТЬ НАДО С ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ. участникам эксперимента трудно было выявить особенности воспитательного процесса в школе, и, к сожалению, не всегда они потом нашли отражение в модулях и плане-сетке;
-  НАДО ПОВЕРИТЬ В ТОМ, ЧТО ШКОЛЫ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБРАТЬ ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ДЛЯ ПРОГРАММЫ большинство школы не готовы к тому, что они самостоятельно могут выбрать вариативные модули для программы воспитания;
-  НАДО ОСТАВИТЬ В ПРОШЛОМ многолетнюю привычку воспринимать воспитание разрозненно, по его направлениям (патриотическое, эстетическое и т.д.), тогда как воспитание процесс системный. Эта системность теперь выражается через модули, которые могут содержать «внутри себя» направления воспитательной деятельности. Подобное «укрупнение» модулей воспитательной деятельности во-первых, дает возможность увидеть процесс воспитания целостно, во-вторых, не будет путать педагогическое сознание вопросом, к какому направлению воспитательной работы отнести «Веселые старты» - физическому? Эстетическому? Патриотическому (смотря по тому, какое содержание заложено в этом формате работы с детьми. Здесь возникает еще один вопрос: это воспитывающее или обучающее, либо развивающее мероприятие? И, благодаря этому мы, наконец, приходим к осознанию того, что занимаемся образованием ребенка в целом);
- НАДО НАКОНЕЦ РАЗОБРАТЬСЯ В ТЕРМИНАХ (на сайте Института развития стратегии образования РАО представлен тезаурус) затруднение восприятия понятия «ключевые общешкольные дела». Для большинства педагогов «ключевые» синонимичны «традиционным», хотя по сути они синонимичны «особенным, специфичным», отражая именно особенности воспитательного процесса;
- НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НЕ ТОЛЬКО НА САМО МЕРОПРИЯТИЕ, НО И АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Это эффект многолетней практики мероприятийной педагогики: лишь бы провести мероприятие и отчитаться о его проведении. Время на осознание  и анализ не остается. педагоги не понимали сути «анализа воспитательного процесса». И даже после предварительной работы и консультаций этот раздел в программах оказался самым слабым, поскольку его содержание не соответствовало поставленным задачам;
- НАДО В ПЛАН ВВОДИТЬ ТЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЗАДАЧАМ ВОСПИТАНИЯ  И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, А НЕ ВСЕ ПОДРЯД, ЛИШЬ БЫ ПУСТЫЕ МЕСТА ЗАПОЛНИТЬ. ПЛАНЫ-СЕТКИ ВЫГЛЯДЯТ ТАК, КАК БУДТО ПЕРЕПИСЫВАЮТСЯ ГОД ИЗ ГОДА УЖЕ ЛЕТ ТРИДЦАТЬ. План-сетка, наполняется устаревшими мероприятиями, порой, не соответствующими интересам ребенка и запросам родителей, ни времени, несмотря на то, что многие интересные идеи прописаны в содержании модулей,. За привычными названиями  мероприятий, которые повторяются из года в год, трудно уловить их суть, часто непонятна форма, неизвестны методы и средства, с помощью которых данное мероприятие проводится,  а именно это сделает его соответствующим и возрастным особенностям, и задачам воспитательной работы;
- НАДО ПРИВЛЕКАТЬ К РАБОТЕ ВЕСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, А НЕ 1-2 ЧЕЛОВЕКА. в связи с ограниченны объемом времени работы над программой, ее создавали не всем педагогическим коллективом, а только административной группой. Это приводит к тому, что суть программы в школе осознают 1-2- человека, а не весь педагогический коллектив.
По результатам проведенной экспертизы мы предлагаем региональным органам управления образования по организации процесса воспитания в школах региона следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:
разработать систему мероприятий, позволяющую всемерно повышать престиж классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе, подчеркивая их роль и значимость для воспитания растущего человека и учитывая тот факт, что в Законе «Об образовании в РФ» образование трактуется через понятие «воспитание», а уж потом через обучение;
разработать систему мероприятий, позволяющую повысить воспитывающую функцию учебного занятия;
разработать систему мероприятий, направленных на подготовку классных руководителей, учителей-предметников к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса и способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития в части саморазвития себя как педагога воспитывающего;
в качестве одного из вариантов процедуры повышения квалификации педагогов предложить следующий: в процесс повышения квалификации вовлекать не отдельных представителей образовательных организаций, а весь педагогический коллектив;
обеспечить присутствие и выступления классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе на вебинарах, региональных конференциях, методических совещаниях, конкурсах профессионального мастерства, Неделях педагогического образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского для того, чтобы они воочию знакомился с лучшими воспитательными практиками. 

Такие «образовательные экскурсии для педагогов воспитывающих» должны стать частью воспитательного процесса в школе.