В начале ноября преподаватели кафедры логопедии и психолингвистики нашего факультета Татьяна Анатольевна Бочкарева и Ольга Васильевна Якунина приняли участие в работе международного научно-практического семинара «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия», организованного межвузовским центром билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена в г. Санкт-Петербурге при поддержке РФФИ (Проект №19-013-20133).
Основная цель мероприятия – демонстрация и трансляция научного опыта, новейших исследований в области языкознания и билингвального обучения, обзор современных педагогических технологий, а также обсуждение учебно-методической литературы для адресной работы с учебной билингвальной аудиторией разных возрастных категорий и популяризация культурного наследия России.
В научно-практическом семинаре приняли участие представители отечественных научно-педагогических школ, а также известные ученые и педагоги из Германии, Латвии, Норвегии, Азербайджана, Венгрии.
К обсуждению предлагались актуальные проблемы современного педагогического образования:
- Поддержка, сохранения и развития родных языков, включая исчезающие;
- Проблемы билингвального образования в поликультурной образовательной среде;
- Новые подходы к лингводидактической диагностике детей-билингвов;
- Языковая поддержка детей билингвов, методы диагностики и языковая терапия;
- Межкультурная коммуникация: современные стратегии и их использование в поликультурном полилингвальном пространстве;
- Поликультурная школа РФ: направления работы и стратегии развития.
На пленарное заседание «Актуальные вопросы билингвального и поликультурного образования» были вынесены вопросы стратегической важности в области билингвального и поликультурного образования: государственная политика в области поддержки и сохранения родных языков, языковая диагностика: концепция, измерители, критерии успешности, актуальные вопросы лингводидактики, русистики. Были заслушаны доклады ведущих ученых в области билингвального образования, основоположников научной школы по межкультурной коммуникации России, известных зарубежных ученых, занимающихся проблемами русского языка как неродного/иностранного.
Наши преподаватели выступили с докладами «Лингвистические аспекты кумыкско-русского билингвизма в ракурсе логопедических «рисков» (Т. А. Бочкарева) и «О целесообразности обучения второму языку в раннем речевом онтогенезе» (О. В. Якунина) в секции: «Лингводидактическая поддержка обучения детей-билингвов: языковая диагностика, оценка успешности, терапия», где обсуждались актуальные вопросы, связанные с особенностями языкового развития детей-билингвов, их языковой поддержкой, оценкой успешности, прогнозированием возможных ошибок и методами их исправления.
По результатам работы научно-практического семинара будет опубликован сборник «Билингвальное образование».