25 сентября 2019 года в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского состоялся тренинг БОС (по методу биологической обратной связи) с бывшими абитуриентами, в настоящее время студентами перового курса факультета психолого-педагогического и специального образования.
В этот раз участниками мероприятия стали студенты 1 курса профиля «Сурдопедагогика». Ведущий тренинга - ассистент Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов Алексей Андреевич Фисенко провел в лаборатория инклюзивного обучения непосредственно сам тренинг БОС, на котором всем заинтересованным студентам было предложено на выбор два направления: тренинг по саморегуляции для расслабления и тренинг по саморегуляции для сосредоточения.
БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определённых физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приёмов в заданной области значений. На голову надевается повязка, на руку – резиновый браслет, прикрепляется датчик на ухо. На компьютере запускают программу, которая с помощью волн отражает эмоциональное состояние человека.
В данном конкретном случае отслеживались Альфа (α-ритм) и Бета (β-ритм) ритмы головного мозга. Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования, покоя. Альфа-волны возникают тогда, когда мы закрываем глаза и начинаем расслабляться. Бета-ритм в норме связан с высшими когнитивными процессами и фокусированием внимания, в обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями, или сосредоточенны на решении каких-либо текущих проблем. Благодаря системе БОС человек наглядно может наблюдать внутренние физиологические процессы, происходящие в его организме, а затем учиться регулировать их самостоятельно.
Для первокурсников, в настоящее время адаптирующихся к новой для них среде вуза и находящихся, в какой-то мере, в преддверии будущей зачетно-экзаменационной сессии, данный тренинг по методу БОС является весьма актуальным решением психологических проблем. Обуславливается это в первую очередь саморегуляцией, с помощью которой в вышеперечисленных стрессовых ситуациях абитуриент или студент сможет осознано, а не самопроизвольно расслабляться или сосредотачиваться в зависимости от ситуации. Студенты, после ознакомления с теоретической частью мероприятия, с энтузиазмом перешли к реализации теории на практике.
Все желающие успешно прошли данный тренинг и получили много ярких впечатлений и эмоций.
Факультет психолого-педагогического и специального образования в дальнейшем готов принять не только всех желающих студентов университета, но школьников - будущих абитуриентов, для которых собственные выработанные навыки саморегуляции крайне важны при сдачи ЕГЭ и других школьных выпускных экзаменов.