Европейский конгресс проводится раз в два года. В этом году конгресс состоялся в Москве, 2-5 июля. Участниками конгресса стали ученые из европейских государств и других стран мира; более 3000 участников из 82 стран. Открытие конгресса состоялось 2 июля в Кремлевском дворце. 3-5 июля в аудиториях Шуваловского корпуса МГУ развернулись многочисленные дискуссионные площадки конгресса, симпозиумы и доклады ключевых исследователей разных областей психологии.
Доктор психологических наук, профессор Р.М. Шамионов выступил на симпозиуме с докладом «Correlation between social activity and satisfaction of basic psychological needs, subjective well-being of the youth», изложив результаты исследования соотношения социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия молодежи.
Включенность в разные виды социальной активности детерминирована различными показателями удовлетворенности базовых потребностей. Так, наиболее важной для различных видов активности (досуговой, гражданской, социально-экономической, образовательно-развивающей и духовной) является удовлетворенность потребности в компетентности. Досуговая активность связана с удовлетворенностью всех базовых потребностей (в автономии, компетентности и связанности с другими). Протестная и радикально-протестная активность негативно связаны с удовлетворенностью потребности в автономии и компетентности. В докладе был сделан вывод о том, что переживание самоэффективности, способность решать различные бытийные задачи является основным фактором ряда видов социальной активности: положительным в наиболее распространенных и просоциальных видах; негативным в случае протестных видов активности. Высокая субьективная позиция (автономность) более явно проявляется у реализующих досуговую и религиозную активность и наименее явно – у лиц, реализующих протестные виды активности. Приверженность к альтруистической и религиозной активности определяют степень фрустированности молодежи. Автором доклада установлено, что в результате структурного моделирования удовлетворенность базовых потребностей объясняет от 2 до 10% вариаций приверженности к различным формам социальной активности, а 22% вариаций удовлетворенности социальной жизнью объясняются социальной активностью. Тем не менее, влияющие и подверженные влиянию переменные активности различаются. Например, влияют альтруистическая и религиозная активности; образовательная и духовная активности имеют двойственный статус: они влияют на удовлетворенность социальной жизнью и подвержены влиянию со стороны базовых потребностей.
Доклад подготовлен в рамках научного проекта «Психологические механизмы и факторы социальной активности молодежи», поддержанного Российским научным фондом (грант № 18-18-00298) и реализуемого на факультете психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета.