С 10 по 12 августа 2018 года в СГУ проходила работа VII Летней психологической школы по ордерным исследованиям. Впервые в работе Школы принял участие представитель Дагестанского госуниверситета - преподаватель магистерской программы по организационной психологии, доцент кафедры общей и социальной психологии ДГУ А.М. Муталимова.
Открывая работу Школы, по сложившейся традиции, руководитель Школы Л.Н. Аксеновская рассказала о ряде ордерных проектов, реализованных в прошедшем учебном году. Среди них были исследовательские, образовательные и консалтинговые проекты. Отдельно были отмечены проекты, осуществленные совместно с другими университетами нашей страны, в частности, с ДГУ.
В первый день работы VII Летней психологической школы по ордерным исследованиям, проходившей на факультете психологии, были заслушаны и обсуждены научные доклады по результатам исследований, выполненных в методологии ордерного подхода.
Соискатель кафедры общей и социальной психологии Т.Н. Загородняя представила результаты своего исследования, посвященного сравнительной ордерной диагностике субкультур организационной культуры Института Уполномоченного по правам ребенка (УПР) в Саратовской области. Татьяна Николаевна показала, что существуют заметные различия в субкультурах участвующих в работе УПР представителей общественности, сотрудников государственных и муниципальных органов управления и сотрудников Аппарата УПР. В ходе исследования было выявлено, что во всех субкультурах Института доминирует “семейный” субордер. Автором исследования был представлен проект развития организационной культуры Института УПР в Саратовской области, который вызвал большой интерес психологов, участвовавших в обсуждении исследования.
Выпускник магистратуры факультета психологии 2018 года К.Ю. Кискин представил результаты ордерного исследования связи уровня развития морального сознания сотрудников правоохранительных органов, уровня развития их лидерских качеств (сотериологический аспект) и типа сложившейся организационной культуры. Исследование показало, что существует связь между низким уровнем развития морального сознания руководителя (доконвенциональный уровень), низким уровнем развития лидерских качеств по Лао-шкале (“еще хуже” и “хуже всех”) и выраженностью “семейного” субордера организационной культуры, находящегося также на низком уровне развития (3-й уровень), что в совокупности создает условия для формирования коррупционного поведения сотрудников.
Доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат психологических наук А.Ю. Смирнова представила результаты исследования ордерных типов личности лидера. На материале психологического тестирования 78 действующих руководителей крупного промышленного предприятия Анна Юрьевна изучила психологические особенности каждого ордерного типа лидера (“родитель”, “командир”, “пастырь”) и выявила закономерности их формирования.
Доцент кафедры консультативной психологии А.А. Карелин сделал доклад, который продолжил его исследования прошлого года о взаимовлиянии организационной культуры, временной ориентации группы и групповой сплоченности. В этот раз Андрей Александрович рассказал о том, что “семейный” субордер связан с ориентацией группы на прошлое и память, “армейский” субордер – с ориентацией группы на будущее и с воображением, а “церковный” субордер имеет вневременную ориентацию, а потому способен выполнить объединяющую функцию по отношению к двум другим.
В докладе Л.Н. Аксеновской на тему “Анализ этико-смысловой системы организационной культуры: к разработке диагностической модели и методики (на примере анализа античной культуры эпохи поздней республики в Древнем Риме”) была обсуждена возможность использования ордерного подхода для создания универсальной методики диагностики этико-смысловой матрицы культуры, применимой для работы с культурами не только организаций, но и исторических эпох.
Первый день работы Школы завершился знакомством участников Школы с автоматизированной версией новой методики диагностики степени выраженности ордерных характеристик лидера, которую выполнила сотрудница Центра Олимпиадной подготовки программистов СГУ А.А. Казачкова. Также участники Школы совершили экскурсию в Региональный Центр практической психологии СГУ, который готовится к открытию в сентябре.
Два других дня работы Школы по ордерным исследованиям прошли в СОЛ “Чардым”. Результаты своего исследования об имидже саратовских вузов представила группа молодых исследователей-бакалавров. В. Артемьева, Д. Мосейкин, Ю. Иванова рассказали о том, что результаты опроса показали устойчивое лидерство СГУ в плане позитивного восприятия СГУ абитуриентами и их родителями, а также подробно проанализировали методические аспекты социально-психологического исследования связи имиджа и организационной культуры.
Магистрант И. Куликов представил сообщение о результатах своей работы по проектированию и проведению корпоративного тренинга по формированию “семейного” субордера с помощью ордерной технологии изменения организационной культуры. Магистрант Н. Терентьев представил доклад о профессиональной культуре органов государственной власти. Магистрантка С. Крикун рассказала о программе наставничества в образовательной организации и бизнес - организации, проанализировав различия в применяемых подходах и связи программ с организационной культурой.
Большой интерес вызвало выступление доцента ДГУ, кандидата психологических наук А.М. Муталимовой. Аида Магомедбеговна рассказала о работе с персоналом в клинической больнице г. Махачкалы, а также о развитии психологической науки и образования в Дагестане. Отдельно гостья остановилась на развитии организационной психологии в ДГУ и сотрудничестве в этой области с факультетами психологии ведущих вузов страны, а также с факультетом психологии СГУ. Участники Школы задали множество вопросов, связанных с культурной спецификой региона и актуальными проблемами организационной психологии, на которые Аида Магомедбеговна подробно и интересно ответила.
В рамках работы Школы Л.Н. Аксеновская провела тренинг-семинар по обучению участников Школы технике мета-моделирования (НЛП), необходимой для диалоговых форм работы психолога с партнером по взаимодействию.
Впервые в Школе по ордерным исследованиям был проведен шуточный чемпионат по “ловле цикад” (название популярной психотехники из тренинга по сотерингу), победителями которого стали Д. Мосейкин и Н. Тереньев с одинаковым результатом в 9 баллов. Победители получили приз от гостьи из ДГУ А.М. Муталимовой.
Работа Школы завершилась небольшим творческим вечером, в котором участники Школы представили свои художественные достижения в чтении стихов и сочинении и исполнении песен.