В 77 школе прошёл третий конкурсный день для участников конкурса педагогического мастерства «Шаг в профессию».
Перед студентами стояла задача – провести урок для школьников. Каждому конкурсанту достались разные классы: от начальных и до старших. В начале каждого урока заместитель начальника Управления социальной работы СГУ М.И. Кабанова рассказывала ученикам о «Шаге в профессию». Марина Игоревна просила детей помогать конкурсантам: отвечать на вопросы, активно участвовать в ходе занятия.
Участники в течение 15 минут должны были провести воспитательный урок. В формате студентов никто не ограничивал. Они могли просто рассказать о своей теме или предложить ученикам сыграть в игры или разыграть сценки. Всего прошло 13 уроков, которые были абсолютно не похожи друг на друга.
Занятие Валерии Коноваловой строилось на тему «В царстве вежливости и доброты». «Учитель» предложил второклассникам разобраться в понятии «Себялюбивый». Для примера студентка повесила на доску рисунок с изображением голого дерева. Перед учениками была поставлена задача – помочь ему измениться. С помощью поговорок и пословиц, которые малыши складывали самостоятельно, и сценки, показанной в конце урока, дерево смогло «расцвести» благодаря таким словам, как «Дружба», «Взаимопомощь» и «Доброта». Завершилось занятие исполнением песни «Всегда иди дорогою добра…», которой подпевали не только дети, но и члены жюри.
На втором уроке ученикам предложили рассуждать на тему «Природа – это мы». Алина Тапенёва рассказала о датах, связанных с окружающим миром, например, 20 марта отмечался Всемирный день Земли. «Учитель» в своём выступлении упомянула таких известных людей, как Ник Вуйчич, Олеся Владыкина, Андреа Бочелли. В интерактивной части урока детям нужно было придумать заголовок к рисункам, рассказывающим о том, что не нужно разжигать костры, мусорить в лесу. В конце занятия четвероклассники получили маленькие подарки за активную работу в классе.
Гостья из Волгограда Ирина Тимофеева провела для малышей литературную викторину. Класс «учитель» заранее поделила на три команды. Викторина состояла из нескольких этапов: угадать писателя по изображению, назвать, кто автор произведения, отрывок из которого был зачитан, с кем ведёт диалог главный герой этого произведения. Одним из сложных заданий стали ответы на вопросы: «Ф.И. Тютчев писал сказки?», «С.Я. Маршак писал пьесы?» и «Л.Н. Толстой писал басни?».
Мария Свинарёва, которая приехала на конкурс из Московской области, подготовила урок, посвящённый городецкому льву. За 15 минут дети смогли узнать об этом виде искусства, а также нарисовать персонажа, придумав ему имя и историю.
Пятый урок прошёл у Светланы Фалиной. «Учитель» посвятила его людям с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы дети почувствовали, каково это, она предложила им сыграть в игру «Крокодил», в которой без слов нужно было объяснить действия. Вместе они выучили предложение, которое объясняется жестами для глухонемых людей: «Нужна ли вам помощь?».
Следующий урок был посвящён значимости истории. Конкурсант Кирилл Смирнов рассказал, как в детстве на чердаке нашёл книгу 1918 года профессора Московского университета В.О. Ключевского. Именно после этой находки его заинтересовала история. Кирилл показал детям ролики, в которых рассказывается об археологических раскопках в Саратовской области, проводимых первокурсниками ИИиМО. Школьникам предложили написать «Письма потомкам», в которых они рассказывали о себе и о том, что сейчас происходит. После этого вместе с «учителем» они опустили тексты в «капсулу». Кирилл Смирнов передал её девочке, перед которой поставил задачу собрать всех одноклассников и классного руководителя и спрятать «капсулу» в школьном дворе.
На 7 уроке дети писали «Письмо будущего». Ольга Катушенко раздала листы, на которых ученики должны были написать о мире, в котором хотели бы жить. Школьники выделили, что для них главное – мир без войны, криминала и болезней. Студентка предложила детям закрыть глаза и представить себя тридцатилетними. Для примера она включила письмо актёра Хью Джекмана, который обращался к самому себе. Из текста видно, что то, о чём он писал себе в прошлом, исполнилось. Детей заинтересовала эта тема. Они поместили свои письма в конверт, прикрепили к шарам и отпустили желания в небо.
«Иваны, не помнящие родства»: именно так назывался восьмой урок Ильи Шалыгина. Студент рассказал десятиклассникам о людях, чьи имена носят вузы Саратова: чем они прославились, как связаны с нашим городом.
А на уроке Екатерины Козиной дети разбирали понятия «Эгоизм и себялюбие». Чтобы разграничить эти два определения, школьникам предлагались карточки с ситуациями.
Десятый урок Алёны Филипповой был посвящён теме «С чем я пришёл в этот мир?». На занятии разбирались жизненные ситуации, в которых проявляют себя люди. Некоторые приходят в этот мир с агрессией, другие – с добрыми намерениями. Для иллюстрации будущий педагог показал видеосюжеты и попросил детей проанализировать поступки героев. Алёна задала вопрос: «Как часто вы делаете добро?». Для примера был продемонстрирован социальный ролик о том, что добрые поступки всегда возвращаются.
На одиннадцатом занятии Сергей Бабкин предложил тему «Вербовка в Интернете». Он рассказал, что это такое, как она происходит и кто ей подвержен.
На уроке «Профессии будущего» Кирилл Сунцов рассказал школьникам о тех изобретениях, которые сейчас находятся в стадии разработки и кажутся фантастическими, например, о сворачивающемся телевизоре. Весь урок был построен на интерактиве. Кирилл раздал детям ситуации, которые они должны были додумать и показать в небольшой сценке: например, почему вы опоздали на урок телепортации. Напоследок студент предложил девятиклассникам пофантазировать и написать на листочке, кем они станут в далёком 2050 году. Дети предложили такие варианты, как дизайнер виртуальной среды, домашний журналист, инженер по восстановлению окружающей среды, гид по планетам.
На завершающем уроке, который проводила Наталья Шутова, школьники отвечали на вопрос «Что такое счастье?». Класс поделили на три группы: «Философы», «Фольклористы» и «Писатели». Дети должны были написать по три слова, которые у них ассоциируются со «счастьем», а также ответить на вопросы по тексту. В конце школьники нарисовали свой путь к счастью.
Своими впечатлениями поделился член жюри, главный советник при ректорате Московского государственного областного университета О.С. Пучкова. «У кого-то, безусловно, получилось лучше, у кого-то хуже. Я думаю, что с опытом у них всё будет отработано и они смогут показать свои лучшие качества. Сегодня мы увидели их горящие глаза, желание донести до детей что-то новое, по-новому показать им этот мир. Были предложены интересные формы работы. Учащиеся понимают наших ребят, идут на контакт, выполняют все задания, которые им дают».
По словам эксперта, жюри оценивали несколько компонентов работы конкурсантов: соблюдение определённых методических структур, умение овладеть вниманием класса, следить за поведением детей во время ответа и, конечно же, необычно, в игровой форме преподнести сложный материал.